Сеть супермаркетов собирается активно развивать премиальную розницу в регионах.

Как стало известно на днях, сеть супермаркетов «Азбука Вкуса» размещает дебютные трехлетние облигации на сумму 1 млрд руб. Благодаря займу компания собирается активно развивать свою розничную сеть и уже в этом году планирует выйти за пределы Москвы. Эксперты полагают, что на провинциальном рынке премиум-сегмент еще пустует и у компании есть все шансы занять эту нишу. Однако аналитики сомневаются, что дорогой «Азбуке Вкуса» удастся открыть больше одного магазина в каждом городе. Кроме того, в провинции компания может столкнуться с нехваткой подходящих помещений.

Сеть супермаркетов «Азбука Вкуса» работает в формате премиальной розницы. Первый магазин был открыт в 1997 г. На сегодня в столице действует 12 магазинов сети. В 2005 г., по собственным данным компании, доля «Азбуки Вкуса» в премиальном сегменте московского продуктового ритейла составила около 20%. Ассортимент продукции – приблизительно 18 тыс. наименований. Оборот розничной сети в 2005 г. достиг 102 млн долл. Сетью «Азбука Вкуса» владеет одноименное ООО, паритетными участниками которого являются физические лица, в том числе его генеральный директор Максим Кощеенко. Помимо сети супермаркетов, ООО «Азбука Вкуса» принадлежат 10 предприятий, в том числе винные бутики «Коллекция вин», ООО «Концепт Трейд» (занимается импортом алкоголя), ООО «Аспект» (импорт деликатесных продуктов питания), а также магазин «Деликатесы стерео» (DSTEREO), торгующий аудио- и видеопродукцией.

Решение о выпуске облигаций на днях утвердила управляющая компания сети супермаркетов «Азбука Вкуса» – ООО «Городской супермаркет». Эмитент разместит трехлетние облигации в количестве 1 млн шт. номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая. Как сообщили RBC daily в «Азбуке Вкуса», привлеченные средства будут потрачены на развитие бизнеса, в том числе в регионах. «В планах компании на 2006 г. – открытие шести магазинов в Москве и трех в Петербурге», – пояснил генеральный директор компании «Городской супермаркет» Владимир Садовин. О своем выходе в другие города в компании пока говорят осторожно. По словам г-на Садовина, сейчас анализируются рынки городов-миллионников, в частности, Самары, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. «Если исследование даст положительные результаты, мы выйдем на данные рынки, но случится это не раньше 2007 г.», – добавляет он. Какую часть вырученных от размещения облигаций средств планируется инвестировать в расширение сети, в «Азбуке Вкуса» не раскрывают, но, по мнению экспертов, для открытия одного супермаркета в премиум-сегменте (в арендованном помещении) требуется порядка 2 млн долл.

Пока в «Азбуке Вкуса» предпочитают не раскрывать деталей размещения. Однако, как полагает ведущий аналитик по долговым обязательствам ФК «УРАЛСИБ» Борис Гинзбург, ценные бумаги этой компании могут быть неплохо восприняты инвесторами. «Ритейлеров на рынке традиционно любят, – говорит он. – Компания интересна. Хотя пока мы не видели их финансовой отчетности, можно делать лишь приблизительные выводы. Но если смотреть на общее состояние отрасли и на развитие ритейла в Москве, то они определенно неплохо стоят на ногах». С этим согласен и начальник отдела анализа рынков долговых инструментов Банка ЗЕНИТ Яков Яковлев: «Облигации торговых компаний традиционно пользуются спросом на рынке, поскольку это очень динамичная отрасль, а обороты таких компаний очень быстро растут», – говорит он. Независимый эксперт Наталья Одинцова также считает, что рынок отнесется с интересом к данным бумагам. «Доходность их облигаций, полагаю, будет средней для третьего эшелона – на уровне 12-13%. Такие бумаги пользуются спросом на рынке», – говорит она. Но г-н Гинзбург отмечает, что форма займа не оптимальна. «Наиболее удачно в нынешних условиях размещать облигации на полтора-два года, – уточняет он. – Три года, выбранные этим эмитентом, означают, что придется платить рынку премию».

Аналитики считают, что специфика сегмента, в котором работают супермаркеты этой компании, не будет расценена инвесторами как фактор риска. «Да, круг потенциальных потребителей здесь очень ограничен, но этот рынок существует, – говорит Яков Яковлев. – В премиум-сегменте в случае кризисных ситуаций действительно больше возможно снижение спроса, чем в эконом-сегменте, но все же там всегда найдется свой потребитель. Следует учитывать, что в премиум-сегменте у «Азбуки Вкуса» мало конкурентов. Кроме того, с одной стороны, узкий сегмент обуславливает масштабы деятельности – их выручка по сравнению с массовыми ритейлерами небольшая. Но с другой стороны, у них должна и рентабельность быть выше».

Премиум-сегмент, говорит Наталья Одинцова, в крупных городах сегодня очень активно заполняется. Как полагают эксперты, компания сможет найти своих покупателей в регионах, так как премиальный сегмент там не насыщен. «Уже с 2004 г. рост доходов в регионах начал превышать аналогичный показатель в Москве. Начиная с 2009 г. разрыв в доходах между Москвой и регионами будет сокращаться», – поделился соображениями с RBC daily директор по маркетинговым коммуникациям компании «Михайлов и Партнеры» Сергей Топилин. Аналитик Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков уверен, что компании есть куда расширяться. «В том формате, где они работают, рынок развивается и будет развиваться долго, – говорит он. – Как в Петербурге, так и в городах-миллионниках проблем не должно возникнуть. Важно, чтобы руководство компании сумело заранее выяснить все вопросы с местными администрациями. Основные риски связаны с возможными ошибками в маркетинговой стратегии на местах».

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar