Действие закона о торговле, вызвавшего ожесточенные споры ритейлеров и поставщиков продуктов питания, может расшириться. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает распространить его на непродовольственные товары.

Действие закона о торговле может быть распространено и на непродовольственные товары, заявил замруководителя ФАС Андрей Цыганов на форуме «Федеральный закон о торговле — новый этап отношений сетей и поставщиков» (цитата по «Интерфаксу»). Это следует сделать, считает он, чтобы не было различных условий деятельности у одних и тех же компаний, торгующих как продовольствием, так и другими товарами. Когда может быть расширена сфера действия закона, Цыганов не уточнил, заметив, что ФАС предлагает внести изменения «после того, как закон будет действовать некоторое время». Пока это его личная точка зрения, сказал Цыганов «Ведомостям».

Закон о торговле был принят в конце прошлого года после трех лет споров. Чиновники, депутаты, ритейлеры и поставщики не могли договориться, что и как нужно регулировать, чтобы замедлить рост розничных цен на продукты и не оставить в убытке участников рынка. Дописать законопроект удалось только после личного вмешательства премьер-министра Владимира Путина и долгих совещаний у первого вице-премьера Виктора Зубкова.

Сейчас закон регулирует оборот только продовольственных товаров. По словам Цыганова, на непродовольственные товары может быть распространено действие двух статей: о правилах взаимодействия торговых сетей и поставщиков (ст. 13) и об ограничении на приобретение дополнительных площадей (ст. 14). Первая запрещает ритейлерам ограничивать договоры поставщиков с другими торговыми сетями, брать с них плату за изменение ассортимента поставок и требовать компенсаций за украденный в магазинах товар. Согласно же ст. 14 торговая сеть, доля которой в границах муниципального образования (в том числе Москвы или Санкт-Петербурга) превышает 25%, не может приобретать или арендовать новые торговые площади. Правда, запрет на открытие новых торговых точек распространяется на территорию, в границах которой ритейлер превысил порог в 25%.

«Это предложение пока никак не обсуждалось, и пока мы не готовы говорить о таких изменениях», — заявил замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев. По его словам, пока ведется мониторинг реализации действующего закона. Новые правила только начали действовать, и обсуждать дополнения к ним Дементьев считает преждевременным.

Не все нормы закона еще вступили в силу (статья о пороге доминирования вступает в силу с 1 августа. — «Ведомости»), анализа его эффективности пока никто не видел, согласен совладелец ГК «Виктория» Николай Власенко. Авторы закона называли главной целью его принятия поддержку отечественных сельхозпроизводителей и снижение розничных цен, напоминает Власенко, нужно посмотреть, будут ли выполнены эти задачи на практике, а уже потом браться за расширение сферы регулирования закона. «Я очень надеюсь, что со временем влияние закона не только не будет распространено на непродовольственные товары, но и отомрет за ненадобностью в сфере продовольственных», — говорит исполнительный директор Х5 Лев Хасис.

На секторе по продаже одежды распространение закона о торговле вряд ли отразится, считает президент компании Finn Flare Ксения Рясова: они сами производят свою одежду и у них нет поставщиков как таковых. По ее словам, по такому же принципу работает большинство магазинов в одежном сегменте. «А 25% — это недостижимый уровень в одежном ритейле!» — удивлена Рясова.

Разделить понятия
Необходимо разделить торговлю и дистрибуцию, полагает Цыганов. Сейчас деятельность дистрибуторов, имеющих более двух оптовых точек, подпадает под определение торговой сети, следовательно, на них распространяются ограничения по срокам оплаты товаров и бонусам.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments