Руководство сети супермаркетов STAR (ЗАО “Стар Дивайд”) намерено в течение 2012 года открыть 20 магазинов площадью в 200-400 кв. метров, большинство которых будет находиться за пределами армянской столицы. Об этом журналистам сообщил исполнительный директор крупнейшего продовольственного ритейлора Армении — сети супермаркетов STAR Ваган Керобян, напомнив, что под этим брендом уже действует 30 супермаркетов и магазинов, 28 из которых – в Ереване, по одному – в городах Раздан и Бюрегаван.
Отвечая на вопрос корреспондента АрмИнфо, он отметил, что залогом конкурентоспособности STAR является то, что компания пытается посредством своих магазинов “по соседству” быть ближе к своим посетителям. “Мы стараемся предоставить им такие комфортные условия, которые не могут предоставлять наши конкуренты. Уделяется большое внимание свежести, качеству и ценам товаров”, — заявил Керобян, отметив, что интерес к STAR подогревается также еженедельными акциями привлекательных предложений.
По его словам, при открытии магазинов за пределами столицы, сопоставляются осторожность и благоразумный расчет. Процесс открытия магазинов в областях сначала затронет населенные пункты, находящиеся вблизи Еревана.
Под словом “осторожность” Керобян имел ввиду то, что контролировать магазины вдали от Еревана сложнее и это требует значительных затрат. “Легче будет открыть магазины, например, в Абовяне или Эчмиадзине, и, поняв философию работы в областях, сделать шаг в направлении отдаленных областей”, — пояснил руководитель компании, добавив, что, вполне оптимистично настроен к возможной деятельности, например, в Сюникской области, поскольку знаком с хорошими перспективами розничной торговли в этом регионе.
Среди проблем по продвижению в регионы он выделил отсутствие инфраструктуры. Это связано с тем, что большинство поставщиков не имеет надлежащей системы дистрибуции в регионах. “Это связано с тем, что 70% объема розничной торговли республики сконцентрировано в Ереване, и это в том случае, что лишь 30% населения проживает в столице”, — разъяснил директор сети, отметив, что компания намерена восполнить эту нишу посредством собственной службы логистики и холодильного хозяйства. Благодаря этому покупателям в регионах будут доступны те же товары, что и в Ереване, но с учетом нужд и пожеланий местного населения.
Керобян не согласился с мнением о том, что открытие супермаркетов “Стар” в областях Армении создает там социальные проблемы, становясь причиной банкротства маленьких магазинов. Он отметил, что недавнее открытие магазина в Бюрегаване говорит об обратном эффекте, так как в ереванской сети обычные цены намного ниже, чем средние рыночные цены в магазинах Бюрегавана. “Мы должны думать не о малом бизнесе, а о наших покупателях, чтобы они могли покупать продовольствие по возможно низким ценам и в возможно хороших условиях”, — подчеркнул Керобян, в то же время отметив неизбежность закрытия неэффективных предприятий. “Мы тоже когда-то были малым и неэффективным предприятием, но нашли в себе силы для преодоления препятствий и стали желанными для покупателей”, — подчеркнул он.
Руководитель “Стар” опроверг и то, что в предвыборный период в сети наблюдался рост торговли, связанный с повышением покупательной способности населения из-за получения выборных взяток. Это касается также выборов в парламент 4-го созыва. С другой стороны он указал на большую долю теневых оборотов в сфере розничной торговли, в частности среди малых и средних предприятий. “Если спросите у крупных поставщиков, поймете, с каким трудом им удается выписывать счета-фактуры на мелкие магазины, которые всячески стараются уклониться от этого”, — посетовал Керобян, отметив, что “Стар”, наоборот, пытается строить исключительно долгосрочные и прозрачные взаимоотношения со своими поставщиками. При этом целью является создание эффективной цепи поставок, которая приводит к формированию возможно низких цен для конечных покупателей.
Глава компании посчитал неуместным сравнение “Стар” с именитыми зарубежными розничными сетями, потому что “сети розничной торговли в Армении начали создаваться лишь пять лет назад, а в Европе или США они существуют уже 70 лет. “Мы пытаемся большими шагами догнать их, но пока разница между ритейлом в Армении и в развитых странах велика. Большая часть этой разницы связана с низким уровнем развития поставщиков”, который “Стар” пытается поднять с помощью сотрудничества”, — подчеркнул он.
Долю “Стар” в общем объеме розничной торговли Армении руководитель сети супермаркетов оценил в 10-15%. Он отметил, что официальная статистика по розничной торговле не соответствует действительности из-за неправильного учета теневой торговли. Отвечая на вопрос корреспондента АрмИнфо
Керобян сообщил, что в каждый из прошедших в 2012 году месяцев в сети был зарегистрирован 50-процентный рост оборота по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
Напомним, что собственником “Стар Дивайд” является зарегистрированная в офшоре Вирджинские острова компания Viest Assets, принадлежащая одному из крупных армянских бизнесменов.