Эксперты отмечают, что на рынке торговой недвижимости сейчас происходит ротация арендаторов — от менее успешных к более успешным ретейлерам.

"Наиболее устойчивый спрос показывают как российские, так и зарубежные продуктовые сети, предприятия общепита, а также бренды демократичной одежды", — говорит Николай Казанский, генеральный директор Colliers International Санкт–Петербург.

Накачивают мышцы

По данным Praktis CB, если говорить о небольших магазинах, то сегодня в лидерах по количеству работающих точек в торговых центрах города — операторы по продаже одежды и обуви. Если рассматривать объем занимаемых площадей, то наибольшая доля у супермаркетов, магазинов бытовой техники и фитнес–центров — якорных арендаторов торговых объектов. Кстати, как утверждают брокеры, в прошедшем году самые крупные помещения арендовали именно фитнес–центры. В основном их интересовали помещения в спальных районах в торговых (офисных) центрах. Очень активны были такие сети, как "Олимпик" (Аlex fitnes), "ФитнесХаус".

Например, "Олимпик" арендовал в торговом комплексе "Вояж" (пр. Энгельса, 124) помещение площадью 1500 м2, также в 2009 году была проведена крупная сделка по аренде помещения площадью порядка 3000 м2 в офисном центре SkyTrade. Арендные ставки составили от 250 до 500 рублей за 1 м2 в месяц.

Также активны были и остаются заведения общепита, причем это касается не только площадей в торговых центрах, но и встроенных помещений.

"В кризис пришелся ко двору сегмент фастфуда, который расцвел пышным цветом, — рассказывает Андрей Федотов, владелец ООО "Бар Слона". — Характерно, что для этих участников рынка даже наличие докризисных арендных ставок не стало бы причиной для борьбы за выживание".

Новички расширяются

По словам Николая Казанского, многие арендаторы продолжают свое развитие и выводят на рынок новые форматы. Так, шведский H&M в ноябре 2009 года открыл свой магазин в "МЕГА–Дыбенко" (и собирается открыть еще один магазин в торгово–развлекательном комплексе "Лето"), сеть спортивных магазинов "Спортмастер" в апреле 2010 года откроет магазин (4200 м2) в "Гранд Каньоне". Планируют и далее развивать свои бренды испанская Inditex (ZARA и все бренды), финский продуктовый оператор Prisma. 

Николай Казанский уверен, что это далеко не полный список, который свидетельствует о том, что ретейл менее других сегментов коммерческой недвижимости пострадал от кризиса.

Малые оживились

"В настоящее время многое зависит от размера и типа торгового комплекса, — говорит Сергей Себелев, генеральный директор компании "Альфа–Инвест". — Сейчас уже наблюдается оживление среди арендаторов — представителей малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые снимают небольшие помещения в торговых комплексах малой площади, рассчитанных на покупателей из данного микрорайона. В то же время сети теряют свои позиции и покидают прежние помещения".
По прогнозам Colliers International, в 2010 году ротация арендаторов продолжится, показатели заполняемости в профессиональных торгово–развлекательных комплексах будут стремиться к 100%.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments