Европейский фармхолдинг Alliance UniChem (AUC) решил не останавливаться на покупке дистрибуторской компании «Аптека-Холдинг» и присматривается к крупнейшим российским аптечным сетям. 

Как стало известно «Бизнесу», AUC за последний месяц провел переговоры сразу с пятью российскими аптечными сетями — «36,6», «Доктором Столетовым», «Итеком», самарской «Витой» и Natur Produkt. 

AUC вышел на российский рынок в феврале этого года, купив 96% «Аптека-Холдинга» за $31,3 млн. Тогда представители AUC не скрывали заинтересованности в выходе и на российский розничный рынок, что вписывается в стратегию компании и на других рынках: в четырех из 12 стран, где присутствует AUC, холдинг владеет аптечными сетями, причем в каждом случае покупка сетей следовала за покупкой дистрибуторов. Например, купив в 1998 году итальянского дистрибутора Galenitalia, уже в следующем году Alliance присоединил к ней розничную сеть A.M.F.A. Spa. О построении собственной аптечной сети говорил после сделки и топменеджмент «Аптека-Холдинга» (у дистрибутора уже есть три точки в Москве и одна — в Рязани). В качестве потенциального объекта поглощения AUC участники рынка называли лидера рынка— «36,6», которая к тому же является давним партнером английского рознично-производственного холдинга Boots, сейчас проходящего процесс слияния с тем же AUC. 

Как стало известно «Бизнесу», в течение последнего месяца представители AUC провели переговоры сразу с пятью российскими аптечными сетями — «36,6», «Доктором Столетовым», «Итеком», самарской «Витой» и Natur Produkt. Об этом рассказали сразу несколько источников, близких к переговорам. Впрочем, во всех этих сетях скупо комментируют ситуацию. 

В «36,6» проведение переговоров с AUC опровергли, директор прямых инвестиций фонда «Ренова капитал» (владеет 40% Natur Produkt) Дмитрий Левонян не подтвердил «Бизнесу» эту информацию, в «Докторе Столетове» отказались от комментариев, связаться с гендиректором «Виты» Константином Дурневым вчера не удалось. Гендиректор сети «Итек» Дмитрий Краснов сказал лишь, что встречался с представителями AUC и «обсуждал ситуацию на розничном фармрынке», однако от дальнейших комментариев отказался. 

Исследовательское агентство DSM Group оценивает ежегодные обороты сетей «36,6» (512 точек) в $200 млн, Natur Produkt (196 точек) и «Виты» (149 точек) — по $60 млн, «Доктора Столетова» (280 точек) — в $50 млн, а «Итека» (10 точек и интернетаптека) — в $6 млн. Гендиректор DSM Group Александр Кузин считает, что AUC поступил логично, проведя переговоры не только с «36,6». «Возможная покупка лидера рынка — решение очень высокого порядка и обойдется AUC гораздо дороже самой „Аптека-Холдинга”. А для активного развития дистрибуторского бизнеса компании уже сейчас нужна аптечная сеть»,— считает эксперт. По мнению Кузина, покупка розничной сети с оборотом около $60 млн добавит «Аптека-Холдингу» примерно 15% оборота, потому что дистрибутор сможет самостоятельно заполнить сеть двумя третями ассортимента. 

Впрочем, покупка любой крупной сети обойдется AUC дороже «Аптека-Холдинга». 

Аналитик Альфа-банка Светлана Суханова оценивает российские розничные фармсети в 0,8–1 годового оборота, таким образом Natur Produkt, «Вита» или «Доктор Столетов» будут стоить европейцам более $40 млн, по оценке Александра Кузина, эта сумма может достигать и $100 млн. «Но с точки зрения контроля над рынком, розница дает инвестору куда больше, чем дистрибуционное подразделение»,— комментирует председатель совета директоров ЦМИ «Фармэксперт» Юрий Крестинский. По его мнению, сейчас AUC ищет «некий розничный якорь» для построения сети в России: «Компания ведет переговоры с сетями, обладающими сильным брэндом. Купив их, AUC может пойти дальше, скупая и более мелкие сети, которые потом переведет под выбранный брэнд. Сейчас AUC решает, какой именно брэнд ее больше устроит». 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar