В соответствии с новым законом "Об обороте лекарственных средств" с 1 апреля 2010 года часть лекарств ( 500 международных непатентованных названий или около 1500 тысяч торговых марок) будет продаваться по зарегистрированным государством ценам, либо они уйдут с рынка. В преддверии такого вмешательства со стороны госструктур некоторые муниципальные образования объявили о начале приватизации муниципальных аптек.

Если несколько лет назад аптечные сети, принадлежавшие государству, преобразовывались в ОАО, а их акции передавались в муниципальную собственность, то теперь их начинают активно продавать.

Так, в Ярославской области, по словам председателя муниципалитета города Ярославля Владимира Голова, в перечень ОАО, акции которых находятся в муниципальной собственности и подлежат продаже уже в первой половине 2010 года, включены три фармацевтических акционерных общества: "Новая аптека", "Фармация-2" и "Биофарм". Все компании — аптечные сети. На продажу выставлены 100% их акций.

"Происходит постепенное осознание произошедших перемен на фармрынке, — заявил на конференции в Государственном университете — Высшей школе экономики 18 марта директор Центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов. — Активизируется процесс сокращения количества убыточных аптек, а также может произойти распродажа государственных аптечных сетей".

"Во многом это зависит от настроения в регионе, — пояснила корреспонденту "Газеты" исполнительный директор некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Неволина. — В целом тренд такой действительно есть, но, к примеру, в Москве и Волгограде этого не происходит".

"Движение разнонаправленное, — прокомментировал ситуацию Юрий Крестинский, директор Института проблем общественного здравоохранения. — Ясно, что роста количества госаптек не будет, но за счет того, что будут сокращаться отдельные аптеки и маленькие сети, общая доля государственных аптек может и сохраниться. Решения принимают в основном не субъекты РФ, а муниципалитеты", — сказал он корреспонденту "Газеты".

Еще один вывод, который делают аналитики, — неизбежное вымывание "дешевой" продукции из аптечного ассортимента. "Регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) только ускорит этот процесс", — пояснил на встрече в Государственном университете — Высшей школе экономики Мелик-Гусейнов. Подобного же мнения придерживается и Юрий Крестинский.

Елена Неволина отметила в разговоре с корреспондентом "Газеты", что "переоценка идет сейчас по всей рознице, и к 1 апреля будет ясно, как розница распорядится ассортиментом и планами по его пополнению".

Аналитики ожидают, что после принятия закона меры по оптимизации бизнеса будут вынуждены принимать все компании, участвующие в обороте лекарств.

Так, препараты, входящие в перечень ЖНВЛС, цены на которые в соответствии с новым законом устанавливает государство, становятся невыгодными для дистрибуции. Следовательно, можно ожидать снижения закупок ЖНВЛС и препаратов из перечня обязательного ассортимента аптек.

По прогнозам экспертов, дистрибьюторы могут отказываться работать в некоторых регионах РФ, сократиться может и количество оптовых поставщиков лекарств.

"Вряд ли можно ожидать снижения цен на лекарственные препараты", — также отметил Давид Мелик-Гусейнов.

Главная опасность от прямого вмешательства государства в ценообразование на фармрынке — прекращение производства дешевых препаратов и сокращение количества госаптек. Производители лекарств дополнительно оценят риски работы с имеющимся портфелем лекарств, и после 1 апреля, когда прекратится оборот лекарств по иным ценам, чем те, которые зарегистрированы Росздравнадзором, могут свернуть производство отдельных нерентабельных торговых марок.

Юрий Крестинский заметил, что "никто не заставит производителя изготавливать лекарства себе в убыток".

"Положительными последствиями принятия нового закона могут стать сокращение количества посредников при поставках лекарств потребителям, пересмотр системы товарных кредитов между участниками рынка, а также пересмотр ассортимента, выпускаемого отечественным фармпромом, — отметил Мелик Гусейнов. — Однако на другой стороне весов неизбежно окажутся сокращение количества розничных точек продаж лекарств, появление дополнительных административных барьеров, а также недостаток отдельных торговых позиций".

Аналитики считают, что для выполнения социальной функции государства на фармрынке и поддержания баланса необходимы не только регулирование и контроль за ценами препаратов, использование дженерикового замещения (копий оригинальных препаратов) в здравоохранении, но и привлечение инструментов самого рынка, в частности саморегулирования.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments