Тверская группа компаний "Ритм 2000" активно развивает сеть аптек "Рилай" — в следующем году планируется увеличить их число в 2,5 раза до 100 точек в пяти регионах. Мощное развитие на региональном уровне происходит на фоне падающего рынка.
Основное направление работы "Ритм 2000" — развитие супермаркетов трех своих сетей: "Тележка", "4 сезона", и "Разница". По данным сайта компании, сейчас в сетях 227 точек (+25% с начала года). С прошлого года компания активно развивает и сеть аптек в Твери и в других регионах.
Положение аптек выгодно за счет их расположения на территории продуктовых супермаркетов "Ритм 2000", их аудитория пересекается, и у сети аптек, открытой всего год назад, уже имеются постоянные клиенты. При этом компания, так или иначе, добилась прекращения договоров с другими аптеками, арендовавшими помещения супермаркетов "Ритм 2000". Под расторжение договоров аренды попала, к примеру, федеральная сеть аптек "Ригла".
Представитель "Ритма 2000" Федор Рогускин сообщил, что аптечная сеть "Рилай" была запущена в конце 2013 г. и сейчас состоит уже из 41 аптеки: 26 торговых точек в Твери, десять аптек в Тверской области и пять — в Псковской. Площадь аптек — от 40 кв. м. Количество SKU варьируется от 5 до 12 тыс., что зависит от площади торговых помещений. Выручку сети компания не раскрывает. В среднем сумма покупок в чеке составляет от 200 рублей, а показатель UPT (количество товаров в чеке) равен 3,00, рассказал Федор Рогускин.
В дальнейшем "Рилай" планируют свое развитие в Тверской, Новгородской, Псковской, Смоленской и Московской областях, там, где "Ритм 2000" уже представлен в форматах супермаркетов и торговых центров. В 2016 году "Ритм 2000" планирует увеличить сеть аптек в 2,5 раза до 100 точек.
Конкуренция в Твери
Наталья Мартынова, заместитель директора тверской сети аптек "Сияние", считает, что "Рилай", даже активно развиваясь, не составляет ее компании особой конкуренции и не захватывает ее позиции: "Да, рынок Тверской области в настоящее время довольно высококонкурентен, но есть сети, такие как "Сияние", которые уже завоевали постоянных клиентов". В настоящее время сеть имеет 15 аптек в Твери и четыре — в области, о дальнейших планах развития пока не сообщается.
Местная сеть "36.6 — Здоровье" (не имеет отношения к федеральной сети), объединяющая в настоящее время 16 аптек в Твери и области, также не распространяется о дальнейших планах развития в регионе, но отмечает факт развития конкурентов, подтверждая, что чем больше фармацевтических сетей развивается, тем труднее удержать клиента.
По данным Росстата, в Тверской области выручка от розничной продажи фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров в сопоставимых ценах за январь–сентябрь 2015 г. составила 5,02 млрд руб. — это на 8,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Александр Филипов, генеральный директор сети аптек "Ригла", подтвердил, что, как и все другие сегменты, фармацевтический бизнес терпит падение как выручки, так и покупательского спроса.
Тверской аптечный рынок Александр Филипов рассматривает как средний по уровню конкуренции: "Рынок Тверской области аналогичен рынку страны в целом, и в среднем на 1000 человек там приходится одна аптека", — утверждает он. При этом "Ригла" не рассматривает Тверскую область как приоритетный регион для дальнейшего развития.
Региональная конкуренция
Коммерческий директор новгородской сети "Калина Фарм" Артем Варданян воспринимает новость о планах по выходу на новгородский рынок нового игрока даже с интересом: "При таком раскладе рынок, где много интересных игроков, только выиграет. Пострадать могут только мелкие местные сети, если ничего не изменят в своих действиях, а более крупные игроки стоят крепко", — считает Артем Варданян. Сейчас в Великом Новгороде 15 аптек "Калина Фарм", особенного развития в 2016 году компания пока не планирует.
Сергей Ловейкин, представитель ОАО "Новгородфармация", также не видит в выходе на новгородский рынок нового игрока веских причин для беспокойства и отмечает, что на местном рынке уровень конкуренции выше среднероссийского, и на нем уже активно работают как крупные федеральные и межрегиональные игроки, так и местные. В настоящее время сеть "Новгородфармация" оперирует 50 аптеками и аптечными пунктами. Решение об открытии новых точек компания принимает взвешенно: Сергей Ловейкин считает, что лучше открыть три качественные аптеки, чем десять плохих для количества.
Выход на рынок нового игрока в Смоленскую область может помешать работе уже действующим там игрокам.
"Процесс закрытия небольших местных сеток уже идет, поэтому особенно могут пострадать именно местные игроки, а для новых игроков выход на рынок может стать не очень интересным", — считает Наталья Леонова, коммерческий директор сети аптек "Смоленск Фармация".
"В настоящее время плотность аптечных организаций на смоленском рынке высока, при этом население области не растет, а скорее снижается, платежеспособность потребителей низкая. Добросовестная конкуренция заканчивается — сети начинают применять не очень честные методы для удержания своих позиций", — поясняет Наталья Леонова. Глобальных планов по развитию ОАО "Смоленск Фармация" пока не ставит, решения об открытии новых точек принимаются очень осторожно. За последнее время компания больше закрыла торговых точек, чем открыла. Если пару лет назад компания имела 60 аптек на рынке, то сейчас их 51.