До марта 2016 года окончательного антикризисного плана у Белого дома не будет — по итогам вчерашнего заседания правительства принято решение дорабатывать проект Минэкономики как минимум неделю, министр Алексей Улюкаев предложил обсуждать документ до 29 февраля. После дискуссий объем средств, на которые правительство решило тратить деньги согласно плану, сократился на 30 млрд руб., объем условных расходов плана вырос не менее чем на эту же сумму — но, скорее всего, запросов на антикризисные мероприятия еще больше.
Рассмотрение антикризисного плана в правительстве вчера не предполагало появления крупных новостей — проект, который сводится Минэкономики с января уже в несколько приемов, достаточно хорошо известен, как и его основные точки напряжения. Тем не менее при рассмотрении плана премьер-министр Дмитрий Медведев сразу констатировал, что он может дорабатываться еще неделю, а Алексей Улюкаев запросил времени до 29 февраля. Это значит, что постановление правительства с документом в финальном виде появится уже в марте 2016 года.
Судя по всему, план продолжали обсуждать и в ходе заседания — во всяком случае на итоговом брифинге в Белом доме министры приводили цифры, которые в ряде случаев расходятся с оценками, исходящими из стоимости плана и приводившимися главой Минэкономики на самом заседании. В целом в сравнении с январскими версиями и явно благодаря активности Минфина фактическая часть расходов сократилась примерно на 15% — теперь, по словам главы Минэкономики, план стоит до 880 млрд руб. (часть позиций содержит не точную, а предельную цифру финансирования). 440 млрд руб. из этой суммы уже "существует", по словам господина Улюкаева, в бюджете. По расчетам "Коммерсанта", по версии плана от 16 февраля уже имеющиеся в плане бюджетные расходы в нем составляли 150 млрд руб. (в том числе поддержка автопрома на 89 млрд руб.) плюс 310 млрд руб. бюджетных кредитов.
Таким образом, возможно, что при пересмотре бюджета на 2016 год из него будут изъяты расходы, предусмотренные планом, на 20 млрд руб.
Цифры, указанные министром как расходы антикризисного фонда, также снизились в сравнении с планом — с 215 млрд до 185 млрд руб. Зато средства на реализацию "условных" расходов, поиском которых Белый дом займется весной 2016 года и позже (то есть которых нет сейчас), в сравнении с проектными увеличились: с 159 млрд до 189 млрд руб. То есть 30 млрд руб. расходов по итогам правительственного заседания переместились из разряда гарантированных в негарантированные. Впрочем, на брифинге Алексей Улюкаев привел и большие цифры запрашиваемых допрасходов — 250 млрд руб., причем даже если включать в них 38,9 млрд руб. средств ФНБ на закупку локомотивов РЖД, то прирост необеспеченных доходами запросов за несколько дней составил 50 млрд руб.
В этот список точно не включаются мероприятия по субсидированию ипотеки, поддержке экспорта и лизинга воздушных судов (глава Минпромторга Денис Мантуров вчера подтвердил, что эти пункты остаются условно финансируемыми), как и программа поддержки тяжелого машиностроения стоимостью 21 млрд руб., появившаяся в последнюю неделю по инициативе администрации президента и Минпромторга. В свою очередь, глава Минтруда Максим Топилин подтвердил, что допсредства на поддержку занятости (5,5 млрд руб. в дополнение к зафиксированным в бюджете 10 млрд руб.) в категорию условных не попали. Из слов министра финансов Антона Силуанова также невозможно было понять, что за мероприятия стоимостью 30 млрд руб. 18 февраля выпали из антикризисной программы.
Очевидно и изменение риторики Белого дома относительно плана. Алексей Улюкаев вчера почти не употреблял для расходов, осуществляемых из целевого резерва правительства на 2016 год (около 200 млрд руб.), формулировку "антикризисный фонд" — обозначив его как "так называемый". Его коллеги уже были полностью уверены, что эти деньги — совершенно обычные расходы бюджета на этот год.