Антикризисный план на 2016 год сегодня будет обсуждаться на заседании правительства. За последние дни он дополнительно подорожал минимум на 20%. Впрочем, говорить о его конечной стоимости можно будет только в апреле: после правки бюджета станет понятно, есть ли у правительства еще 160 млрд руб. на исполнение заявок, внесенных в план условно. Без них Белый дом потратит на план до 250 млрд руб. и еще 40 млрд руб.— из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Главный риск плана — готовность правительства впервые субсидировать проценты по банковским кредитам для промышленности.
Антикризисный план Белого дома на 2016 год сегодня будет обсуждаться на заседании правительства, его представит министр экономики Алексей Улюкаев. После внесения документа в правительство он дорабатывался в аппарате и у вице-премьеров, последние изменения, по данным "Коммерсанта", в проекте фиксировались 17 февраля.
Хотя последние версии документа, с которыми знакомился "Коммерсантъ", несильно отличались от версий начала февраля, цифры в проекте менялись — в основном в пользу отраслевого лобби. Впрочем, в условиях низких цен на нефть торг за строчки антикризисного плана был в значительной степени виртуальным. По состоянию на вчера утвержденные в бюджете расходы, включенные в план, составили около 380 млрд руб. (из них 310 млрд руб.— кредиты регионам); средства, на которые Белый дом точно находит финансирование в 2016 году,— около 250 млрд руб. Примерно 210 млрд руб. из этой суммы — по большей части "антикризисный фонд" Белого дома, 40 млрд руб.— субсидии РЖД из ФНБ на закупку подвижного состава. Таким образом, в "утвержденной" части план увеличился даже без учета расходов ФНБ более чем на 20%.
Еще 160 млрд руб.— это деньги в плане, которых по существу нет: в проектах Минэкономики они обозначены с пометкой "объем и источник финансирования будут определены в ходе исполнения бюджета". На практике это означает, что в случае появления у бюджета внеплановых средств (речь при этом не идет о приватизационных деньгах, они, по планам Минфина, будут замещать средства Резервного фонда и госзаимствования) начнется торг в правительстве за приоритеты в расходовании этой суммы, какой бы она ни была.
Крупнейшая статья условных расходов — до 30 млрд руб.— докапитализация АО ГТЛК для продвижения на мировых рынках лайнеров Sukhoi Superjet 100. С ней конкурирует программа поддержки выпуска производственных линий, станков и промышленных образцов стоимостью до 21 млрд руб. Это новая статья плана, по данным "Коммерсанта", ее патронирует помимо Минпромторга помощник президента Андрей Белоусов. Есть еще запрос Минсельхоза на развитие импортозамещения на 23 млрд руб. и Минздрава на 19,5 млрд руб. на расширение господдержки (лекарственное обеспечение) борьбы со СПИДом. С ними конкурируют поддержка ипотеки на 16,5 млрд руб. и допзакупка лекарств на 16 млрд руб. Все эти статьи так или иначе будут соревноваться с потребностями в докапитализации ВЭБа. По данным "Коммерсанта", твердой суммы, которую банк получит в 2016 году, в плане нет, пока Белый дом ориентируется на 10-15 млрд руб.
Наиболее же опасная "условная" статья плана — субсидии 150 промышленным предприятиям на компенсацию части затрат по уплате кредитов банкам на пополнение "оборотки" или на текущую деятельность. Сумма этих субсидий невелика — около 10 млрд руб., но создающийся таким образом прецедент потенциально не менее разрушителен, чем проект 2015 года по "проектному финансированию" ЦБ инвестпроектов: такие субсидии сверхпопулярны и в течение многих лет будут требоваться в Белом доме всеми промпредприятиями.