Первые должны были стать инженерами, вторые — авиастроителями, третьи — военными. Но что-то пошло "не так" — и все они стали ритейлерами. Retailer.RU представляет спецпроект: на кого учились владельцы и управленцы, чьи имена теперь ассоциируются исключительно с розничной торговлей.

В выборку Retailer.RU попали более 100 первых лиц, основателей, владельцев и совладельцев розничных компаний.

Кузницы кадров
Первое место по количеству выпускников, вставших у руля розничных компаний, занял Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Его окончили, к примеру, Александр Агеенков, генеральный директор сети "Седьмой Континент"; Александр Селиверстов, совладелец сети "Уютерра"; Алексей Молвинский, совладелец компании "Гранд Тойз" (сеть "Бегемот"); Андрей Яковлев, генеральный директор сети "Глобус Гурмэ"; Андрей Пелогейко, генеральный директор и совладелец компании "Тамерлан" (сети "Пятерочка", "Покупочка").

В топ-5 вузов по количеству выпускников-ритейлеров также вошли Московский физико-технический институт, Московский энергетический институт, Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет (см. инфографику).

Знайки и Незнайки
Большинство владельцев и топ-менеджеров розницы не ограничились одним высшим образованием: за плечами многих — программа MBA.

Двумя "вышками" могут похвастаться всего 7% первых лиц, попавших в выборку Retailer.RU. Титул главного "Знайки" российского ритейла получил Лев Хасис. Экс-глава Х5 Retail Group имеет целых три высших образования: инженерное (Куйбышевский авиационный институт), экономическое (Финансовая академия при Правительстве РФ) и юридическое (Университет МВД России).

Но, как показывает и житейская, и деловая практика, количество дипломов — отнюдь не залог успеха. К примеру, такие выдающиеся деятели ритейла, как основатель ГК "Связной" Максим Ноготков и основатель ГК "Норманн-Виват" Вадим Юсупов не имеют законченного высшего образования: первый осилил всего два курса Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, второй — четыре курса Пермского государственного университета. Основатель сети "Глория Джинс" Владимир Мельников и вовсе не пытался получить диплом: в 12 лет он бросил школу и ушел в бизнес. (см. инфографику).

Необычные профессии
Судя по первому полученному образованию, большинство создателей и топ-менеджеров российской розницы даже и не представляли, как сложится их карьера. Диплом торгового учебного заведения получили всего 2% ритейлеров. Еще 2% окончили экономические университеты, 3% — университеты управления, 5% — вузы, готовящие специалистов в области производства потребительских товаров (сахарной, молочной, рыбной промышленности и т. д.).

Среди самых далеких от ритейла профессий, освоенных теми, кто с головой ушел в этот бизнес, лидируют инженеры: технические и политехнические университеты окончили 16% ритейлеров. Также мы обнаружили дипломы авиастроителя, военного, учителя, врача, энергетика, электротехника, агрария, железнодорожника, автомобилестроителя, дипломата, горняка, рыбопромышленника, сотрудника органов госбезопасности, чиновника, геодезиста, метеоролога, нефтяника, химика и подводника (см. инфографику).

А вам полученные в вузе знания пригодились в розничном бизнесе?

Денис Котов, генеральный директор сети "Буквоед" (Ленинградское медицинское училище №8):

— Место учебы я выбрал из чистого любопытства: что такое медицина, мне хотелось изучить изнутри. Но по специальности я работал только в рамках практики. Моей главной страстью всегда были книги, поэтому, когда в начале 1990-х я занялся предпринимательством, то решил посвятить себя именно этому направлению. Я считаю, что мое призвание — не розничная торговля, а развитие книжной культуры, поэтому свою деятельность я использую как инструмент. Люди ищут мысли, а мы создаем для них инфраструктуру. Пригодились ли мне знания, полученные в училище? Да! Азбука медицинских знаков полезна для любого человека. Особенно помогают знания психологии: больница, магазин, офис — везде необходимо внимательное отношение к людям, оперативная помощь и выявление явных и скрытых симптомов.

Сергей Федоринов, генеральный директор сети "Юлмарт" (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, специальность "разработка средств автоматизации в сфере продаж и управления производством"):

— С компьютером я был связан всю свою жизнь, поэтому выбор университета был не случаен: ИНЖЭКОН дает прекрасную базу экономических и технических знаний, а также информационных. Работать по специальности я стал еще будучи студентом — в компании "Эвклид". Нельзя сказать, что решение заняться розничной торговлей было озарением или вестью ангела, но, открывая первый магазин "Юлмарт", я понял, что это, пожалуй, то, что мне нужно! Безусловно, мне пригодились полученные экономические знания, ведь финансы очень важны в ритейле. Но самое главное, что я вынес лично для себя из вуза, — умение добывать знания. Это, пожалуй, универсальный навык.

Виктор Гордейчук, совладелец сети "Техношок" (Ленинградское высшее военное инженерное училище связи им. Ленсовета, факультет автоматизированных систем управления):

— Честно говоря, в военное училище я попал случайно. Планировал поступать в МГУ, но не успел подать документы. Мне было 18 лет и нужно было решать — учиться или идти в армию, я выбрал учебу и подал документы в военное училище. Хотел поступать на факультет связи, но в итоге выбрал факультет управления. После окончания училища остался на кафедре, несколько лет преподавал, параллельно занялся торговлей. Вскоре понял, что не могу разрываться и сделал ставку на бизнес. Знания, полученные во время учебы, мне пригодились. Математика — моя основная специализация — помогает в работе над сложными системами управления. Я это изучал, преподавал, а теперь применяю на практике. Системный анализ — вот без чего не может обойтись ни один руководитель!

Юрий Никитин, генеральный директор сети "Аникс" (Новосибирский электротехнический институт, специальность "инженер-механик-исследователь"):

— Пока учился, планировал работать по специальности. Но в экономике страны наступили не самые лучшие времена: у нас даже толком выпуска не было, потому что наша специальность была не востребована. Так что по профессии я не проработал и дня. В те далекие времена, когда все выходили торговать на рынки и базары, чтобы хоть как-то заработать, я понял: меня привлекает диалог с людьми, процесс купли-продажи, вся эта "ярмарочность"… Не было конкретной идеи создать что-то новое, глобальное, просто появилась возможность открыть магазин. А дальше постепенно, методом проб и ошибок, удалось создать то, что сейчас имеем. К сожалению, полученные знания в университете мне никак не пригодились – меня учили быть специалистом, в итоге я стал руководителем. А этому ни в одном вузе не научат.

Дмитрий Агеев, генеральный директор сети "Снежная Королева" (Московский авиационный технологический институт, инженерный факультет):

— Моя семья всегда была связана с авиацией, поэтому, когда встал вопрос о поступлении в вуз, все варианты отпали сами собой. В период с 1984-го по 1995 г. я работал в организациях, связанных с авиацией, но так сложилось, что пришлось сменить деятельность. Считаю, что мое призвание — это управление сложными проектами. Те знания, что я получил в институте, и навыки, приобретенные за годы работы в авиации, я использую в своей деятельности.

Владимир Садовин, генеральный директор сети "Азбука Вкуса" (Московский государственный институт международных отношений, специальность экономист-международник):

— Выбор вуза и факультета не был случайным: я хотел пойти по стопам отца и к поступлению готовился с шестого класса школы. Окончил МГИМО, получил диплом и… ни дня не проработал по специальности. Советский союз развалился, жизнь поменялась, появились другие возможности. А в ритейл попал совершенно случайно: мне позвонили из рекрутинговой компании и предложили заняться новым проектом по эко-продукции в сети "Азбука Вкуса". Проект так и не состоялся, зато я остался на должности директора по маркетингу и в итоге дорос до руководителя. Пригодилось ли мне мое образование? Считаю, любой опыт полезен, а уж тем более — экономические и дипломатические знания. Первые составляют базу ритейла, а вторые помогают в переговорах. И, если бы я не состоялся в рознице, уверен: те знания, что я получил в вузе, пригодились бы мне в любой работе.

Илья Ярошенко, основатель и совладелец сети Baon (Московский энергетический институт, факультет промышленной энергетики):

— Еще будучи студентом я не планировал работать по специальности. Хотел поступать на факультет вычислительной техники, но не набрал нужное количество баллов, в итоге попал на промышленную энергетику. К учебе охладел практически сразу, да и не было тогда крупных компаний, где можно было работать после выпуска. Сейчас, наверное, это перспективная специальность, но тогда почувствовал — не мое. В итоге ушел в академический отпуск. Осознание того, что меня привлекает розничная торговля, пришло в 19 лет, когда я приторговывал видеокассетами в метро. Тогда, кажется, было модно торговать. В Baon мне никак не пригодились вузовские знания, все пришлось познавать самостоятельно. Именно рынок в глобальном понимании, опыт других научили меня всему тому, что я знаю и применяю на практике.

Алексей Батулин, генеральный директор сети аптек "Здоровые люди" (Ленинградский институт авиационного приборостроения; Лесотехническая академия):

— Меня всегда интересовал космос, но в профильный вуз поступить не удалось, в итоге я выбрал родственное учебное заведение — Ленинградский институт авиационного приборостроения. Учиться нравилось: любимым предметом была "история партии": она учит мыслить логически, а главный труд Карла Маркса по политической экономике "Капитал" — прекрасная настольная книга для начинающего экономиста. Работая в бизнесе, я продолжил обучение: чтобы общаться с главбухами и финансовыми директорами на их языке, мне пришлось получить экономическое образование. Мне никогда не приходила в голову мысль, что розничная торговля — мое призвание. Я менеджер-управленец и хороший администратор, поэтому не имеет значения, в каком именно секторе экономики я работаю.

Владимир Чирахов, генеральный директор ГК "Детский мир" (Академия ФСБ, технический факультет; Академия народного хозяйства при правительстве РФ, специальность "менеджмент"):

— Еще в школе, увлекаясь физикой и математикой, я принял решение поступать на технический факультет и выбрал для этого Академию ФСБ. Изначально я планировал работать по специальности и даже поступил в аспирантуру… Но на дворе был конец 1990-х — время новых идей, яркого и захватывающего поиска… В итоге я бросил аспирантуру и сменил сферу деятельности. Обучение же на техническом факультете в военном вузе мне пригодилось: помогло развить аналитическое мышление, усилить собственную организованность, умение ставить задачи и достигать их, развить ответственность, дисциплину и лидерские качества.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments