Отказ депутатов Законодательного собрания Петербурга рассматривать поправки к Закону об обороте алкогольной продукции еще раз доказал: сырые и неаргументированные законодательные инициативы формируют негативную репутацию властей.

Поправки к Закону об обороте алкогольной продукции, предусматривающие запрет на продажу крепкого алкоголя в магазинах города с 21.00 до 9.00, были внесены правительством Петербурга на рассмотрение Законодательного собрания в середине февраля. Смольный предрекал законопроекту легкое прохождение, будучи уверенным в лояльности депутатов к инициативам губернатора Георгия Полтавченко.

Однако в итоге законопроект вернули на доработку еще на стадии прохождения через Комитет по промышленности, экономике и собственности ЗакСа. «Ограничения будут стимулировать развитие нелегального рынка алкоголя: торговлю в ночное время, увеличение количества предпринимателей, торгующих без лицензии, дистанционную торговлю», – говорится в релизе, размещенном на сайте петербургского парламента. Ограничения не приведут к снижению объемов потребления спиртных напитков, не проработаны потери бюджета от действия новой нормы, есть противоречия с профильными федеральными нормативными актами, перечисляет депутат ЗакСа Юрий Гатчин.

Неоригинальны

Существенные структурные изменения на рынке продажи алкогольной продукции в Петербурге произошли шесть лет назад, когда запрет на ночную торговлю крепкими напитками оставил не у дел тысячи мелких ритейлеров, доведя долю розничных сетей в этом сегменте с 20 до 50%. В 2006 году был введен запрет на ночную торговлю алкоголем, с тех пор в Северной столице нельзя покупать и продавать напитки крепостью выше 15 градусов с 23.00 до 7.00. Кроме того, ужесточились требования к участникам алкогольного ритейла. Так, стоимость лицензии на розничную продажу спиртосодержащей продукции была установлена на уровне 100 тыс. рублей, а приобретать ее могут только компании с уставным капиталом не менее 500 тыс. рублей. В итоге сетевики аккумулировали около 600 млн долларов из общего объема рынка, который на тот момент оценивался в 1,2 млрд долларов ежегодно.

Новая инициатива губернатора вполне может реализоваться, однако уже не удивит участников рынка, отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. «Заметного негативного воздействия на операторов рынка – производителей и торговых компаний – дополнительные три часа запрета не окажут. Возможные объемы выпадающих доходов незначительны», – считает он.

По словам Клягина, первоначально ограничение дистрибуции (в 2006 году), конечно, оказывало давление на ритейлеров, ведь тогда продажи алкоголя в ночное время суток оценивались примерно в 10-15% общего объема рынка. «Однако на данном этапе и ритейл, и производители, и тем более потребители адаптировались к новым условиям розничной торговли. Расширение периода ограничения на три-четыре часа вряд ли приведут к каким-либо существенным негативным последствиям», – полагает эксперт.

Сторонники законопроекта настаивают на том, что ужесточение правил торговли алкоголем пойдет на пользу горожанам. По мнению депутата ЗакСа Алексея Тимофеева, ограничить продажу алкогольных напитков с 21.00 необходимо, так как рабочий день у петербуржцев, как правило, заканчивается в 19.00 и «любой разумный человек, который планирует провести вечер в компании с алкоголем, в состоянии купить выпивку в ближайшем магазине». С другой стороны, на его взгляд, будет поставлен «разумный барьер на пути к крепким напиткам» для граждан, склонных к спонтанному и ничем не оправданному пьянству.

Однако есть и иная точка зрения. Антиалкогольные меры привели к отмиранию ночных ларьков и палаток, однако не принесли ожидаемой пользы рядовым горожанам. Пока чиновники с гордостью рапортовали об окончательной победе трезвости над пьянством, жители Северной столицы стали активно формировать домашние мини-бары и покупать некачественный алкоголь из-под полы. Ни наркологи, ни милиционеры не могут сказать, что работы поубавилось. «Стало даже хуже: теперь люди покупают суррогаты и травятся, – констатирует врач-нарколог Галина Сильницкая. – Многие алкоголики просто не способны перейти с крепкого алкоголя на пиво или джин-тоник. Это больные, тяжело зависимые люди, и для них такой запрет бессмысленен и даже губителен».

Хмельные цифры

По информации Минздравсоцразвития РФ, в результате запрета на ночную продажу спиртного за последние пять-шесть лет потребление алкоголя в стране сократилось на три литра в год на душу населения и составляет теперь 15 литров в пересчете на чистый спирт (в 2006-м – 18 литров). Впрочем, статистические данные, демонстрирующие степень алкоголизации россиян, серьезно разнятся. Так, Росстат приводит куда более скромную цифру – 10 литров в год. Если верить этому показателю, Россия занимает только 22-е место в мире по уровню потребления спиртного.

Расхождения в цифрах играют на руку чиновникам. Как поясняет председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков, в свое время главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко, известный непримиримой борьбой с алкоголем, смело прибавил к 10 литрам спирта, выпиваемого россиянином ежегодно, еще 8 литров технических жидкостей, содержащих спирт. Минздрав не преминул воспользоваться разночтениями в статистике и стал постепенно вычеркивать из нее те цифры, которые отражают объем продаж технического спирта, выдавая новые показатели за результаты собственной работы. «В итоге получается, что борьба чиновников за трезвость нации приносит вполне реальные результаты, правда только на бумаге», – комментирует Третьяков.


В сумраке

В действительности меры по борьбе с алкоголизацией россиян не влияют на здоровье граждан, зато оттесняют малый бизнес от продажи алкоголя. «Новые ограничения сделают нерентабельными мелкие магазины, которые будут вынуждены торговать алкоголем нелегально, – уверен Алексей Третьяков. – Для малого бизнеса лицензия на алкоголь сегодня очень дорога – около 1 млн рублей. Если у вас есть лицензия и вы нарушаете правила торговли, то ее отнимут. А если лицензии нет, то отделаетесь небольшим штрафом. При этом возбудить дело о незаконном предпринимательстве невозможно. Грубо говоря, чтобы попасть под уголовное преследование, надо бутылку водки продать за 1,5 млн рублей. Получается, что незаконно торговать алкоголем проще и выгоднее».

«Предприятия, реализующие нелегальную продукцию, делают это и сейчас после 23.00, будут с радостью торговать после 21.00. Вот как раз им этот закон во благо», – соглашается президент Промышленной группы «Ладога» Вениамин Грабар. По его наблюдениям, ограничения по времени вообще не влияют на потребление алкогольной продукции, а значит, ни на продажах, ни на объемах производства крепких спиртных напитков отразиться не могут.

Крупные торговые сети также не встревожены губернаторской инициативой. На сегодняшний день они аккумулируют большую часть рынка и их положение только укрепляется. «На нашем бизнесе такие ограничения практически не отражаются, – подтверждает руководитель отдела по связям с общественностью X5 Retail Group Светлана Витковская, – потому что они вводятся по всему рынку и клиенты будут просто подстраиваться и заранее планировать свои покупки».

Производители дорогих сортов алкоголя вообще считают, что губернаторская борьба за трезвость их не коснется. «Покупатели премиального сегмента не будут стоять в очереди за водкой в 20.55, – объясняет PR-менеджер компании „Русский стандарт“ Олег Егоров. – Такие люди обычно имеют запас алкоголя дома или могут позволить себе выпить в ресторане. Так что эта инициатива, по-видимому, затронет представителей менее обеспеченной части населения».

Как выразился Алексей Третьяков, губернатор Полтавченко предложил бессмысленный закон, имитирующий антиалкогольную пропаганду. «Закон нелогичен, поскольку алкоголизм – болезнь социальная. В Германии, например, ограничена продажа спиртного в дневные часы, чтобы не провоцировать водителей. А в остальное время алкоголь продается свободно», – напоминает он.

В целом приходится признать, что качество и подготовка законопроектов оставляют желать лучшего. Вместо того, чтобы заниматься решением проблем, чиновники все активнее пытаются вернуться к практике запретов. Никто из разработчиков документа не потрудился аргументированно разъяснить, каков возможный эффект от очередной антиалкогольной инициативы: насколько может снизиться объем потребления спиртных напитков в городе, как это отразится на деятельности предприятий торговли, возрастет ли нелегальный оборот алкоголя. Цели, возможные риски, экономический эффект от нововведений, пусть даже благих, остаются непонятными.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments