Петербургские пивовары снизили цены на четверть, производители водки — на восемь процентов, а цена в магазине выросла. Вот так сработал пресловутый "закон Яровой".
О том, что цены производителей на алкоголь упали, говорит Петростат в своем отчете за семь месяцев 2017 года. Согласно ему, сегодня водка уходит с заводов по цене на 8% меньше, чем в январе, пиво и вовсе на 25%. Но конечный покупатель от такой щедрости не выиграл. Из статистики следует, что цены на водку с начала года выросли на 3,1%, на пиво – на 8,4%. В Петростате затруднились объяснить столь вопиющее противоречие. Ретейлеры также не смогли ответить. Производители и дистрибьюторы предложили несколько версий происходящего.
Одна из гипотез приводит к термину "статистическая погрешность", которая возникла из-за запрета продавать пиво в пластиковых бутылках объемом более 1,5 литра. "Произошло перераспределение из ПЭТ-упаковки более 1,5 литра на другие типы тары. В связи с чем цена за штуку уменьшилась", – говорит вице-президент по продажам компании "Балтика" Ольга Белкина.
Оптовая стоимость дорогого импортного пива действительно снизилась на 10 – 15%. "Это связано как с корректировкой курса рубля, так и снижением спроса", – говорит совладелец Beer Family Николай Митчин. Однако в более дешевом сегменте, в котором работает российский производитель, цены не только не снижались, но у некоторых компаний даже росли в пределах 5%.
Еще одна версия — "закон Яровой", который вступил в полную силу с 1 января 2017 года. Поправки в закон о торговле, инициированные депутатом Госдумы, изменили правила расчета между производителями и ретейлерами, существенно ограничив последних в праве требовать со своих контрагентов так называемые бонусы.
На рынке сложилась практика, когда, покупая товар за определенную сумму, часть этих денег сеть могла получить обратно за выполнение определенных условий. Например, если продаст большой объем продукции, если даст производителю более выигрышное место на полке или сама заберет товар и привезет в магазин.
До поправок сам бонус мог доходить до 10% от стоимости поставки, но платежи за маркетинговые и логистические услуги никак не регламентировались, поэтому зачастую поставщик возвращал ретейлеру 25 – 30% полученных от него денег. То есть, покупая товар за 100 рублей, сеть платила за него фактически 70 – 85 рублей. Однако поправки Яровой положили этому конец, установив, что сумма всех без исключения возвратных платежей не должна превышать 5% от цены товара.
Депутаты объясняли необходимость изменений заботой об отечественном производителе: сэкономленные на платежах сетям суммы могут быть направлены на другие цели, к примеру на развитие. Также предполагалось, что это снизит цену для конечного покупателя.
Однако этого не произошло. "Бонусы действительно достигали 25% от цены закупки. После вступления поправок в закон о торговле сети переписали договоры, как предписывали новые правила, но потребовали от производителей и поставщиков снизить закупочные цены. В итоге все остались при своем, и стоимость на полке сохранилась", – говорит Никола Митчин.
Один из крупных петербургских производителей пива на условиях анонимности подтвердил, что сети стали требовать у производителя больше скидок. Причем так называемая промоцена не всегда отражается на конечной стоимости и зачастую служит маскировкой для утраченных бонусов.
В "Балтике" также заметили, что сети усилили "промодавление" на производителей с начала 2017 года. При этом, по словам Ольги Белкиной, больше покупать пива люди не стали. "Скидки, скорее, служат инструментом борьбы за выбор потребителем конкретного бренда", – говорит она.
Производители крепкого спиртного редко работают с сетями напрямую, предпочитая отгружать товар дистрибьюторам. Но, по мнению экспертов, в этом сегменте сложилась аналогичная ситуация.
"Предпосылок для удешевления водки нет. Наоборот, более логично подорожание — в мае минимальная розничная цена повысилась с 190 до 205 рублей за бутылку 0,5 литра, что позволило увеличить цены и в оптовом звене", – комментирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его мнению, снижение цен, зафиксированное Петростатом, с большой долей вероятности также объясняется переходом ряда игроков на так называемую "чистую цену", то есть отказом от бонусов. "Ретейлеры не пожелали терять доход, поэтому добились соразмерного снижения цен у производителей", – комментирует эксперт.
Судя по финансовым отчетам сетей, резкого снижения рентабельности, которое предрекали эксперты из-за поправок Яровой, не произошло. Так, у X5 Retail Group по сравнению с прошлым годом валовая рентабельность (соотношение цены продажи товара к цене покупки у поставщика) увеличилась на 12 базисных пунктов, до 23,9%. "Магнит" сохранил показатель на уровне 2016 года – 27,5%. "Лента" пока не опубликовала итоги, но в отчете об операционных результатах сообщает, что ее валовая маржа покажет небольшой рост. Ретейлер подтверждает, что смог получить более выгодные условия от поставщиков, но утверждает, что сам тоже снижал цены на полке.