Минпромторг предлагает снизить стоимость алкогольной лицензии для малого бизнеса. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев прокомментировал инициативу министерства.
— По-вашему, это предложение заслуживает внимания, действительно каким-то образом это позволит стимулировать розничный рынок алкоголя?
— Любые предложения заслуживают внимания. Если говорить о потенциальных негативных последствиях, особенно невидимых, для нас значимы скорее те проблемы, которые возникают при оформлении лицензии или их переоформлении и отзыве в регионах, поскольку АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли. – "Ъ FM") объединяет крупнейшие сети. Экономическая нагрузка, конечно, увеличится, но она вполне соразмерна масштабам деятельности.
— А какой вообще процент нарушений, связанных с оборотом алкоголя в рознице в подобного рода заведениях — это и небольшие магазины, и кафе? Но в малом бизнесе на данный момент действительно ли нынешняя лицензия для многих является неподъемной?
— Она для многих является желанной, и для многих организаций это, понятно, инструмент серьезного административного давления со стороны лицензирующих органов. Если говорить о цене, то, конечно, это вполне разумное предложение.
— А какую закладывают маржу те, кто торгует алкоголем в розницу, либо те, кто разливает по бокалам в кафе, в ресторанах и так далее?
— Мне трудно отвечать на вторую часть вопроса. А первая, конечно, зависит от структуры продаж, это зависит от того сегмента, на котором специализируется торговая точка. Но, не раскрывая никаких коммерческих тайн, могу сказать, что торговля алкоголем является драйвером торговли в целом.
— То есть люди приходят за алкоголем, а еще покупают дополнительно закуску, давайте называть вещи своими именами?
— И люди приходят за алкоголем, покупают его, и эти продажи позволяют сетям держать низкие цены на социально значимые товары, в том числе в рамках промоакций.
— Понятно, хорошо, какая есть на данный момент информация, как сейчас действуют торговые и ресторанные сети — они покупают отдельные лицензии для каждой точки, или в одну лицензию вписывают сразу несколько заведений?
— И так, и так. В любом случае, дополнение лицензии требует примерно 3,5 тыс. руб. сегодня, и закон предоставляет право получать на всех одну лицензию, вписывая туда конкретную точку, или получать на каждый объект отдельно. Беспокоит крупные сети одно, а я только от их имени могу сейчас выступать, — чтобы не случилось так, когда за проблему, возникшую в одной-единственной точке, в одном-единственном магазинчике у дома, отвечать придется всей сети. И поэтому модель выдачи лицензии на отдельную торговую точку или на все сразу — это не так важно, как важно, чтобы приостановление действия лицензии не распространялось на всю торговую сеть целиком. Представьте, в крупных сетях это сотни и тысячи магазинов.
— Понятно, да, этот принцип коллективной ответственности, он не всегда справедлив, получается.