Китайский гигант электронной торговли Alibaba Group Holding Ltd. ведет переговоры с крупными акционерами о возвращении доли в своем стратегически важном филиале онлайн-платежей, сообщили информированные источники Wall Street Journal.
Доля в Alipay может значительно увеличить будущую стоимость Alibaba, в настоящее время готовящейся к IPO, которое может стать одним из крупнейших в истории США. Однако даже если соглашение по Alipay будет достигнуто, оно вряд ли вступит в силу до IPO, указали источники, а также потребует рассмотрения регуляторами в Китае.
Alipay играет ключевую роль для операций Alibaba, обслуживая электронные торговые платежи аналогично тому, как PayPal обслуживает сделки для eBay Inc. Она также расширилась в сегмент финансовых услуг и теперь контролирует крупнейший в Китае фонд денежного рынка с активами в 87 млрд долларов.
Один из сценариев, обсуждавшихся с крупными акционерами, предусматривает получение Alibaba одной трети в капитале Alipay, сообщил один из источников.
Изменение структуры собственности "в данный момент является только идеей, и определенного графика нет", указал другой источник.
Обсуждение структуры собственности Alipay проходит на фоне подготовки Alibaba к IPO в конце этого лета, от которого компания может привлечь свыше 20 млрд долларов. Учитывая настолько большое предложение акций, компания должна вызвать значительный интерес у инвесторов, если хочет продать бумаги по высокой цене.
Возможность прямого участия в капитале Alipay может подогреть интерес инвесторов, поскольку позволит будущим инвесторам Alibaba заработать на росте Alipay, в особенности на обслуживании платежей лиц, не являющихся клиентами Alibaba, и финансовых услугах. Alipay не раскрывает свои показатели прибыли и выручки.
Отношения Alibaba и Alipay исторически были противоречивыми и иллюстрируют часто запутанную структуру собственности китайских компаний.
Основатель Alibaba Джек Ма выделил Alipay из группы в 2011 году, заявив, что это необходимо для получения Alipay лицензии на продолжение своего бизнеса согласно новому китайскому правительственному регулированию.
Этот шаг вызвал возражения у крупного инвестора Alibaba Yahoo Inc., которая заявила, что не была заранее проинформирована о сделке. Некоторые инвесторы были недовольны тем, что выделение обесценило их доли.
Alibaba ответила, что ее совет директоров, в котором заседал сооснователь Yahoo Джерри Янг, ранее обсуждал возможность такого выделения. Позднее компании и другой крупный инвестор, SoftBank Corp., договорились об условиях выделения.
Сегодня Alipay контролируется материнской компанией, в которой Ма владеет 46%-ной долей. Другие сооснователи Alibaba также имеют доли в материнской компании.
Японская мобильная и интернет-компания SoftBank имеет около 37% в Alibaba Group. Yahoo, 2-й крупнейший акционер, владеет 24% акций, а лично Ма — около 7%.
После выделения в 2011 году Alipay и Alibaba договорились о том, что Alibaba получит от 2 до 6 млрд долларов, если Alipay станет публичной компанией. Это соглашение также должно гарантировать, что Alipay не будет пытаться завышать цены на свои услуги для Alibaba. Обсуждаемая прямая структура собственности может заменить это рамочное соглашение.
Кроме того, она может снять сохраняющиеся опасения по поводу корпоративного управления, связанные с выделением 2011 года. Этот эпизод напоминает о рисках инвестирования в Китай, где компании часто должны менять стратегию по решению Пекина, а у иностранных инвесторов мало ресурсов для защиты.
Она также может смягчить опасения инвесторов относительно потенциального конфликта интересов, поскольку доля Ма в компании, контролирующей Alipay, значительно больше, чем его 7%-ная доля в Alibaba.
Стоимость Alibaba основана преимущественно на ее владении ведущими китайскими площадками электронной торговли Taobao и Tmall, которые вместе контролируют около 80% китайского потребительского рынка электронной торговли, согласно оценкам аналитиков. Эти два сайта генерируют большую часть продаж Alibaba, которые выросли на 62% до 8 млрд долларов в 2013 году.
Аналитик Bernstein Research Карлос Киржнер полагает, что стоимость Alibaba составляет 240-250 млрд долларов, включая 6 млрд долларов для Alipay. Банкиры испытывают трудности с оценкой платежного подразделения, поскольку его финансовые результаты не раскрываются и Alibaba не владеет в нем долей напрямую.