Почему сетям удалось убедить правительство не вводить налог с продаж, но не удалось добиться того же решения в отношении торгового сбора, о чем вести диалог с властью в наступившем году и как выжить в условиях сокращения спроса — об этом и многом другом Retailer.RU рассказал исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов.
— Андрей, 2014 год был непростым и богатым на события. Что именно, на ваш взгляд, стало самым значимым для отечественного ритейла?
— Да, минувший год был интересным и, я бы сказал, необычным. Первое полугодие выдалось достаточно стабильным, но во втором рынок вступил в зону турбулентности. Определенными сложностями для продовольственного ритейла обернулся президентский указ о введении особых экономических мер — запрете ввоза ряда товаров из стран Евросоюза и США. Ритейлерам пришлось в срочном порядке менять поставщиков и географию поставок, чтобы не допустить пустых полок.
Дополнительными рисками обернулась нестабильность на валютных рынках, высокая волатильность рубля, которую мы наблюдаем в течение последних месяцев. Практически всем пришлось пересмотреть планы на 2015 год, который обещает быть сложным из-за "схлопывания" спроса и роста цен, особенно в категории non-food.
Также в качестве значимых событий для отрасли я бы назвал попытку введения налога с продаж и принятие закона о торговых сборах.
— Илья Якубсон, председатель президиума АКОРТ, в одном из своих выступлений называл большим достижением розничного сообщества то, что сети смогли убедить правительство не вводить закон о налоге с продаж. Расскажите, как это удалось сделать?
— Набор наших действий был стандартным для подобных ситуаций: провели переговоры с людьми, которые продвигали данный законопроект, довели наши доводы и позицию до первого вице-премьера Игоря Шувалова, помощника президента Андрея Белоусова, руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина и ряда других чиновников, имевших в той или иной мере отношение к данной инициативе.
Мы настаивали на том, что можно увеличить налоговые поступления в бюджет без ухудшения налогового режима, создав условия по сбору налогов с тех участников рынка, которые их не уплачивают вовсе или же минимизируют. Наши доводы были услышаны, поддержаны — и налог с продаж не был введен.
— Почему аналогичным способом не удалось воспрепятствовать введению торговых сборов? Как вы оцениваете последствия принятия данного законопроекта?
— Прежде всего, потому, что очень непросто было выявить авторов данного законопроекта. Вроде бы инициатором документа выступал депутат Госдумы Андрей Макаров, но, по словам самого Макарова, проект разработало правительство Москвы, которое публично это отрицало. А федеральные чиновники попросту устранялись от разговоров на эту тему. В общем, ситуация, была, мягко говоря, не совсем стандартной.
Вообще, изначально сама идея этого проекта была благой в контексте наших доводов, озвученных в ходе общения по вопросу введения налога с продаж. Заставить платить налоги тех участников рынка, которые налоги не платили совсем или делали это в минимальном размере. Но разработка законопроекта шла в тайне от предпринимательского сообщества. Первоначально озвученные размеры сборов для 20 с лишним видов деятельности были явно завышены.
Принятый в итоге сбор распространяется только на торговлю и ограничивается городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), из которых пока лишь Москва готова его ввести с 1 июля 2015 г.
По сути, введение торгового сбора подразумевает ухудшение налоговых условий, так как платить сбор придется еще до получения прибыли (например, в случае открытия нового бизнеса), причем, и тем, кто эту прибыль не получает. Однако при текущих размерах сбора на развитии отрасли это серьезно не скажется. В то же время потенциальное опасение вызывает возможность увеличения размера сбора и его введения в других российских регионах.
Гораздо больше на бизнес повлияет проводимый сейчас пересмотр кадастровой стоимости недвижимости, который, по нашим оценкам, приведет к увеличению размера налога на недвижимость примерно на 20%.
— Какие задачи ставит себе АКОРТ на 2015 год с точки зрения построения диалога с властью? Какие законодательные инициативы будут в фокусе вашего внимания?
— Мы внимательно наблюдаем за появляющимися предложениями по внесению изменений в Закон о торговле. Ряд таких поправок сейчас находятся в Госдуме, часть — только планируется туда внести. Наша задача — добиться, чтобы данные проекты не ухудшали условий работы для российского ритейла. Из проектов, которые потенциально могут изменить ситуацию на рынке, я бы отметил разрешение продавать в продуктовых магазинах некоторые безрецептурные лекарственные средства. Однако пока это только идея, которая не обрела форму закона. Также есть предложения запретить магазины в жилых домах.
Подготовлены к рассмотрению во втором чтении поправки, разрешающие не платить налог на прибыль с украденных товаров, но пока не понятно, будет ли им дан ход с учетом нынешней экономической ситуации — ведь это потенциально несет за собой сокращение доходов бюджета.
В любом случае мы будем продолжать диалог с властью по перечисленным вопросам и добиваться, чтобы развитию сетевой торговли придавалось серьезное значение, не создавались искусственные препятствия из-за непонимания специфики работы этого рынка.
Для этого мы планируем в июне 2015 г. провести Неделю российского ритейла, которую АКОРТ организует совместно с Минпромторгом России. Это новая площадка, на которой соберутся как руководители федеральных и региональных торговых сетей, так и представители государственных органов всех уровней власти, чтобы обсудить имеющиеся проблемы и разработать единое видение развития отрасли в контексте всей страны. В частности, возможно, в рамках предстоящего форума нам удастся доработать стратегию развития торговли до 2020 г. Думаю, это придаст динамику развитию отрасли, откроет новые возможности как для торговых сетей, так и для производителей, поставщиков продукции. Приглашаю всех игроков потребительского рынка принять активное участие в Неделе российского ритейла.
Еще одно важное направление деятельности АКОРТ — это развитие саморегулирования отрасли. Мы убеждены, что государственное регулирование не позволяет оперативно реагировать на постоянно меняющиеся общественные отношения. Наша задача — через полноценное внедрение саморегулирования вносить поправки в практику отношений и добиваться исполнения взятых на себя добровольных обязательств всеми участниками рынка.
— Вы упомянули стратегию развития торговли до 2020 г., разработанную Минпромторгом. Каково отношение к ней участников АКОРТ?
— Основной посыл данного документа, как мы его понимаем, заключается в том, что министерство видит будущее в многоформатной торговле. В частности, чтобы в малых населенных пунктах, где большие форматы строить не целесообразно, у покупателя были те же возможности, что и у жителя крупного города. С этой целью предполагается, например, поддержка мобильной торговли.
Для нас главное, что документ также предусматривает развитие сетевой торговли, поэтому пока никаких рисков здесь мы не видим. Впрочем, в документе содержатся KPI по соотношению форматов для региональных властей, поэтому многое будет зависеть от того, как документ прочтут на местах.
— В середине декабря, когда произошло резкое снижение курса рубля, вы давали прогноз, что цены на продукты питания в 2015 г. вырастут на 15%. Однако за последнюю неделю года национальная валюта несколько укрепилась. Пересматривали ли вы прогноз? Можете ли вы оценить грядущий рост цен в непродуктовом сегменте?
— В первом полугодии уровень инфляции прогнозируется на уровне 15% и в этих же пределах можно прогнозировать изменение стоимости продуктов питания. Далее все зависит от колебания курсовой стоимости рубля. Если произойдет фиксация курса, то дальнейшее изменение цены будет незначительным. Ритейлеры заинтересованы в сохранении потребительского спроса, что можно обеспечить сдерживанием роста стоимости продукции. В принципе, в этом же заинтересованы и поставщики.
На рынке электронных устройств изменение стоимости, скорее всего, будет пропорционально колебаниям курса рубля. В легкой промышленности все не так однозначно. Многие ритейлеры успели сделать заказы на летнюю коллекцию еще по старым ценам и даже поставить на склад эту продукцию. Присутствие на полках ритейлеров продукции, ввезенной по более низким ценам, будет оказывать влияние на стоимость продукции, ввезенной по новым ценам. И этим будет обеспечиваться баланс интересов потребителя.
При этом спрос будет явно ниже, чем в последние годы. Ряд ритейлеров уже признали, что задача наступившего года — не заработать, а вообще остаться на рынке. Компании готовы выйти в "ноль", но не всем удастся даже это: многим придется работать в убыток, чтобы остаться на рынке.
— Как отразилось на работе сетей введение продовольственного эмбарго?
— В корзине среднестатистического потребителя большинство продукции, оказавшейся под запретом, удалось заместить, причем примерно половину объема — товарами российского производителя. Последнее, прежде всего, касается молочной продукции.
По овощам-фруктам замещение в основном происходило за счет поставок из стран, которые не попали под специальные экономические меры. Надо учитывать, что введение эмбарго пришлось на август, когда уже поздно сажать и сеять, можно только заложить плацдарм для роста поставок в будущем. Поэтому по овощам-фруктам в 2015 г. сети ждут более серьезное увеличение предложений от отечественных производителей.
Исчез норвежский лосось, стоимость аналогичной рыбы (Чили, Фарерские о-ва) выросла вдвое. Но увеличилось предложение по речной рыбе. Не удалось заменить твердые сыры и сыры с плесенью, так как в России отсутствуют опыт и технологии такого производства.
Теоретически проблема могла бы решиться открытием производства на территории России европейскими компаниями. Тем более что производить в стране стало выгоднее, чем поставлять продукты из-за границы, так как рубль подешевел. Но существует проблема недостаточного объема сырья — как для молочной, так и для мясной промышленности. Без этого нарастить объемы не удастся.
— Можете ли вы как руководитель отраслевой ассоциации дать несколько универсальных советов для ритейлеров — как строить стратегию работы на рынке в 2015 г.?
— Вообще давать советы — неблагодарное дело. Поэтому ограничусь пожеланием сохранять спокойствие и как можно более оперативно реагировать на возникающие проблемы. Но в этом у наших ритейлеров уже есть опыт: многие прошли через кризисы прошлых лет. Тот же кризис 2008−2009 гг. научил избегать излишней закредитованности, что и в сегодняшней ситуации позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Так что призываю всех участников рынка сохранять спокойствие и еще раз спокойствие!