К критике законопроекта об ответственности интернет-агрегаторов товаров и услуг со стороны участников рынка присоединилось Минэкономики. В министерстве надеются на доработку проекта ко второму чтению в Госдуме: действующая версия может означать, что товарным агрегаторам придется постоянно отслеживать информацию о каждом из тысяч партнеров, включая их переезд или реорганизацию.
Поправки к закону «О защите прав потребителей», вводящие ответственность интернет-агрегаторов за информацию о товаре, услуге или продавце, сохраняют «два существенных пробела», следует из опубликованного вчера заключения Минэкономики. В частности, действующая версия проекта, опубликованная Роспотребнадзором на портале раскрытия информации, не учитывает ситуацию, когда потребитель, воспользовавшись на сайте агрегатора справочными данными или рекламой, самостоятельно перешел на страницу продавца и заключил с ним договор купли-продажи.
Кроме того, остается неясным, в каком объеме и как часто агрегатор обязан проверять информацию о продавце с учетом того, что он может изменить свое местонахождение, в отношении него может быть осуществлена процедура реорганизации и т. д., пишет Минэкономики. «Важно понимать, что агрегатор не обладает необходимыми функциями для мониторинга достоверности предоставляемых сведений о компаниях»,— сообщило вчера министерство. Также важна периодичность обновления: речь может идти об однократном получении сведений о продавце либо об отслеживании изменений, включая переезд и реорганизацию, по всем партнерам.
Госдума приняла законопроект о товарных агрегаторах в первом чтении в июне. Согласно тексту, разработанному Роспотребнадзором, под агрегатором понимается организация или ИП, предоставляющие потребителю возможность ознакомиться с предложением продавца или исполнителя, заключить с ним договор купли-продажи и произвести предоплату. Нововведения возлагают на агрегаторов обязанность по доведению необходимой информации до потребителя и ответственность в сумме уплаченного за товар аванса за ущерб, нанесенный в результате предоставления заведомо недостоверной информации. В частности, агрегаторы должны доводить до сведения потребителя информацию о себе и изготовителе товара, в том числе наименование, адрес и ОГРН.
Доработанная версия этих поправок, которая сейчас находится в открытом доступе, «более сбалансирована» по сравнению с предыдущими и учитывает многие комментарии участников рынка, заявили вчера “Коммерсанту” в крупнейшем российском товарном агрегаторе «Яндекс.Маркет» (около 154 млн предложений от 21,2 тыс. магазинов). «Но ряд важных замечаний не был учтен. Основные комментарии Минэкономики совпадают с теми, что мы ранее выносили на обсуждение, в частности о зонах ответственности агрегаторов. Очевидно, что эти моменты по-прежнему требуют внимания»,— сообщил представитель компании.