На рынке аренды – падение спроса. При этом холдинг "Адамант" открывает два новых торговых комплекса. Но один из них из-за низкой заполняемости будет сдаваться очередями.
Как рассказал председатель совета директоров управляющей компании холдинга "Адамант" Дилявер Меметов, около 2 недель назад была сдана в эксплуатацию первая очередь торгово-развлекательного комплекса "Осиновая роща" (находится на пересечении Выборгского шоссе и КАД).
"Из-за кризиса полностью заполнить его арендаторами невозможно, поэтому мы и решили сдавать комплекс очередями", — объясняет Дилявер Меметов. Так, при проектной площади в 250 тыс. м2 в эксплуатацию сдано только 40 тыс. м2. Пока официально договоры с будущими арендаторами ТРК не подписаны.
"Адамант" не раскрывает затраты на строительство ТРК. По словам Дилявера Меметова, из-за необходимости строительства путепровода, связывающего торговый комплекс с кольцевой автодорогой, затраты и сроки окупаемости сильно возросли. По экспертной оценке, стоимость строительства первой очереди "Рощи" составляет не более $60 млн, а сроки окупаемости — 8-10 лет.
Некоторые эксперты считают, что "Осиновая роща" расположена неудачно: жилая застройка находится далеко от ТРК, а на этом отрезке кольцевой автодороги в основном транзитный трафик. В то же время в "Максидоме" заявляют, что выручка магазина на Выборгском шоссе ненамного ниже, чем в других магазинах сети.
Проблемы с заполняемостью "Рощи" не повлияли на планы "Адаманта" (всего у холдинга 20 действующих ТРК) запустить в мае этого года еще один объект — торговый комплекс над вестибюлем станции метро на Звенигородской улице. Площадь комплекса — 5,5 тыс. м2. Инвестиции в проект оцениваются в $10-12 млн. Сроки окупаемости — 4-5 лет. По данным компании, сейчас в этом ТРК сдано более 50% площадей.
Специалисты рынка недвижимости считают, что "Адаманту" стоит привлекать арендаторов из малого и среднего бизнеса. По словам гендиректора инвесткомпании "Альфа-Инвест" Сергея Себелева, сейчас большинство частных предпринимателей переходит из маленьких павильонов в крупные торговые центры.
По данным Praktis, сегодня общий объем предложения торговых площадей в Петербурге составляет более 4 млн м2. Причем 10% из них вакантны.