За последние три года в стране произошли заметные социально-экономические изменения, которые сказались на образе жизни потребителей. О том, с какими реалиями столкнётся консервный бизнес в России в 2023 году, какие тренды в поведении покупателей повлияют на развитие отрасли, рассказали эксперты «Спиро Групп».
1. Тренд на бережливость и экономию
Неуверенность в завтрашнем дне заставляет россиян сокращать расходы, это отмечают 66% опрошенных, согласно исследованию Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Покупатели контролируют свои расходы, отказываются от спонтанных покупок, переключаются на товары более низкого ценового сегмента. Рассказывает бренд-директор «Спиро Групп» Клименок Александр: «В молочных консервах покупательский запрос на качество по доступной цене выразился в появлении новой ниши: сгущенное молоко с пониженной жирностью, без заменителей молочного жира. Для таких потребителей мы разработали линейку молока сгущенного с сахаром, изготовленного в соответствии с ГОСТ 31688-2012, с массовой долей жира 2,5% в разных фасовках: в традиционной банке, в жестяной банке увеличенного размера, в ПЭТ-бутылке. Запускаем варёное сгущенное молоко БЗМЖ с жирностью 1%».
2. Снижается лояльность покупателей к объектам торговли
По данным NielsenIQ, в 2020 году покупатель в среднем посещал 4 магазина, а в 2022 году – уже 5,8 торговых точек. Становится не важно, где купить, главное – выгоднее. Потребителей привлекают магазины низких цен, в 2023 году этот формат будет продолжать расти, а вот посещаемость гипермаркетов и супермаркетов наоборот падает. Торговые сети формата «жесткий дискаунтер» стали ключевыми, объёмообразующими клиентами производителей и поставщиков консервации.
3. Покупатели стали больше обращать внимание на качество и цену, меньше – на известность бренда и дизайн упаковки
В результате исследования НАФИ было выявлено: для 80% россиян первостепенными критериями при выборе продуктов являются вкус и низкая стоимость, а также наличие акций и скидок. Привлекательный внешний вид упаковки, популярность производителя сейчас уходят на второй план. В «Спиро Групп» отмечают, что падают продажи премиум-товаров, потребитель ищет рыбные и мясные консервы, изготовленные в соответствии с ГОСТ, по первой цене.
Если покупателям всё меньше важен бренд, то на что же еще они обращают внимание кроме цены? Отвечает руководитель отдела маркетинга «Спиро Групп» Синельщикова Татьяна: «Вкусовые свойства остаются важным критерием при выборе. Покупатели смотрят на состав, другие знаки, которые могут свидетельствовать о качестве продукта. Например, для консервов триггерными точками, стимулирующими к покупке, являются: ГОСТ, медали конкурсов качества, фотоизображение варианта сервировки, значки добровольной сертификации. Эти триггеры мы используем при разработке дизайна новой упаковки. В 2023 году компания «Спиро Групп» выводит на рынок рыбные консервы торговой марки Spiro «Сардина в желе» с разными вкусами: с лимоном, с чесноком. Новинки были впервые представлены на выставке «Продэкспо», награждены золотой медалью в конкурсе «Лучший продукт-2023».
4. Осознанное потребление, курс на ЗОЖ и экологичность
В исследовании НАФИ 69% россиян ответили, что при выборе продуктов смотрят на их натуральность и соответствие здоровому образу жизни. Растёт популярность продукции без красителей, консервантов, усилителей вкуса и прочих пищевых добавок. Ведущие ритейлеры выделяют под ЗОЖ-товары отдельные полки и даже целые отделы. Активно развиваются форматы розничной торговли, которые полностью ориентированы только на ассортимент для здорового образа жизни.
Запрос покупателей на экологически чистые товары и ЗОЖ-продукты зачастую натыкается на финансовые возможности населения в России., т.к. такая продукция обычно имеет более высокий ценник. На помощь может прийти рыбная консервация. Рыба – ценный биологический ресурс, обладающий целым набором полезных свойств, многие из которых отлично сохраняются в процессе консервирования. При этом рыбные консервы – это доступный продукт, по мнению россиян. Исследование НАФИ это подтверждает: 30% покупателей считают консервы недорогими. 53% опрошенных оценили стоимость рыбных консервов как умеренную, они вполне могут их покупать время от времени.
В 2022 году компания «Спиро Групп» прошла процедуру сертификации: производственный процесс, качество сырья, условия хранения и транспортировки были проверены на соответствие нормам экологической безопасности. Рыбные консервы Spiro получили право использовать на этикетке маркировку со знаком ЭКО.
5. Трансформация и перераспределение ассортимента на полках розничных сетей и в корзинах покупателей
Происходит изменение ассортимента внутри категорий: закрываются конкуренты, появляются новые торговые марки.
В связи с уходом из страны ряда известных брендов, нарушением цепочек поставок и оплат товаров из европейских стран в прошедшем году наблюдался дефицит сырья, например, атлантической сардины, скумбрии, тунца. Отечественные предприятия, оптовые покупатели и торговые сети были вынуждены переориентироваться на товары и сырьё российского производства. Например, растёт доля рыбных консервов из тихоокеанской сардины, добываемой на Дальнем Востоке. В «Спиро Групп» держат руку на пульсе цен на сырьё для консервации, чтобы предложить партнёрам наиболее оптимальный ассортимент.
6. Ориентир на семью и близких людей
Социально-экономические потрясения последних лет породили чувства неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне. Среди опрошенных россиян, согласно исследованию НАФИ, многие по-новому взглянули и переосмыслили значение семьи, близких людей в своей жизни. 45% респондентов отмечают, что стали больше проводить время с семьёй, для отдыха выбирают домашний досуг, семейные поездки и праздники. Растёт интерес к продуктам питания в больших «семейных» упаковках. У «Спиро Групп» в ассортименте есть такие фасовки: консервы «Килька в томатном соусе 350 г.» в увеличенной банке, «Молоко сгущенное с сахаром цельное ГОСТ 930 г.» в ПЭТ-бутылке.
7. Цифровизация процессов покупок и продаж
Цифровые сервисы для покупателей, интернет-магазины, мобильные приложения торговых сетей стали частью жизни россиян. Особо заметный скачок в развитии информационных технологий произошёл благодаря эпидемии коронавируса. Интернет-торговля в России растёт на 40-50% в год, а продовольственная даже опережает этот рост: на 100% выросли онлайн-продажи продуктов питания в 2022 году, по данным агентства INFOline. На крупнейших маркетплейсах ЯндексМаркет и СберМегаМаркет продукты питания вошли в топ-3 самых популярных категорий товаров наряду с товарами для дома, электроникой и техникой, по данным Data Insight. Весь этот рост – это переток покупателей из розничной оффлайновой торговли в онлайн-каналы. Эффективной стратегией для выживания / роста продаж для бизнеса в 2023 году станет диверсификация каналов и форматов продаж. Эксперты предрекают будущее за теми производителями и продавцами, кто сможет встроить современные технологии в свои бизнес-процессы.
8. Закупка «впрок» продуктов с длительным сроком годности
В периоды социальных потрясений в России традиционно наблюдается рост потребительской активности: покупатели делают припасы из консервов наряду с гречкой и сахаром. Тенденция закупать про запас товары и продукты с длительным сроком годности проявила себя сначала в период пандемии. Новая волна закупок впрок в 2022 году была вызвана происходящими в стране социально-политическими и экономическими процессами. Обычно после всплеска покупательской активности наступает спад розничных продаж: население расходует свой продовольственный запас, если, конечно, не случится новый кризис и паника.
В «Спиро Групп» отмечают, что в целом по рынку фиксируется увеличение спроса на консервированные продукты. На этом, конечно, сказались происходящие в стране события.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.