1 марта в Москве, в ТЦ "Парус" на Локомотивном пр., открылся гипермаркет ювелирной сети "585", которой владеет Александр Смирнов. Торговая площадь магазина составляет 315 кв. м, ассортимент — 22,5 тыс. SKU. В самой Москве, не считая ее пригородов, это первая точка ритейлера: салон, работавший ранее на ул. Старый Арбат, был закрыт в сентябре 2013 г. в связи с высокой стоимостью аренды. В этот же день прошло открытие гипермаркета в Вологде (ул. Мира, 42). В процессе подготовки открытия находятся гипермаркеты в Барнауле, Краснодаре и Казани. Первыми итогами работы формата "гипермаркет", запущенного осенью прошлого года, в компании довольны и рассчитывают, что по итогам текущего года его доля в выручке составит 10%. Об этом Retailer.RU рассказал генеральный директор компании Иван Семенóфф.
Непростое решение
Заняв кресло генерального директора "585" в июне прошлого года, Иван Семенóфф предложил владельцу бизнеса сконцентрироваться на "ключевой компетенции компании и том, что она умеет и делает лучше всех — "делать золото доступным", отказавшись от двух относительно новых для ритейлера концепций и брендов — Since&Forever (доступные бриллианты) и Ю! (молодежная марка).
Обе торговые марки были выведены на рынок летом 2012 г. К осени 2013 г., то есть к моменту принятия решения об отказе от развития обоих брендов, прежнее руководство успело открыть от Северо-Запада до Сибири 17 и 24 магазина соответственно. "Это было непростое решение для владельца бизнеса — сконцентрироваться на традиционной для бренда аудитории, но его правильность все же была очевидна", — подчеркивает Иван Семенóфф. В итоге часть точек были закрыты, часть — ребрендированы.
Ставка на гипермаркет
В качестве альтернативы развитию нескольких концепций (брендов) экспат предложил эксперимент с форматом: проверенный Западом и Азией ювелирный гипермаркет, по мнению топ-менеджера, должен был "выстрелить" и на российском рынке.
"Ювелирный гипермаркет выглядит достаточно интересно, в первую очередь, для развития на крупных локальных рынках — достаточно капитализированных и со сравнительно высоким уровнем платежеспособного спроса, — соглашается аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. — Но значительное масштабирование этого формата представляется неоднозначным. Гораздо менее рискованный и более сбалансированный путь — кросс-форматное развитие, когда на уровне локального рынка гипермаркет выполняет роль ключевого флагманского объекта и в том числе маркетинговую функцию, а эффективная экспансия и оптимальное проникновение достигаются за счет одновременного расширения сети в традиционных для сектора форматах".
Первая оценка эффективности
Первые пять гипермаркетов "585" появились в ноябре 2013 г.: в Екатеринбурге (сразу два), Перми, Сыктывкаре и Уфе. Эксперимент оказался удачным и с точки зрения объема продаж — выручка гипермаркета более чем в два раза выше, чем у классического магазина, и с точки зрения эффективности. "В абсолютном выражении аренда гипермаркета площадью, скажем, 400 кв. м обходится дороже, чем аренда классического магазина площадью, скажем, 120 кв. м — такие объекты зачастую сдаются на основе аукционной цены, — рассказывает Иван Семенóфф. — Но квадратный метр, разумеется, обходится значительно дешевле".
В этом году компания планирует открыть более 50 новых торговых точек (всех форматов) совокупной торговой площадью более 8 тыс. кв. м. Из них 36% (или 12 точек) придется на гипермаркеты. По итогам текущего года доля формата в выручке розницы составит порядка 10%, рассчитывают в компании, а в среднесрочной перспективе может увеличиться до 40−50%.
Отдельно стоящим ломбардам — быть
Еще одним перспективным направлением развития в компании считают ломбарды (сегодня их у "585" 226, в том числе два отдельно стоящих). Ранее ломбарды развивали исключительно в синергии с розничной точкой, а с прошлого года — и в качестве отдельно стоящих объектов. "Часто бывает так, что в какой-то конкретной локации магазин неуместен, например в силу высокого уровня конкуренции, а отдельно стоящий ломбард может быть вполне успешен", — подчеркивает Иван Семенóфф. Текущая стратегия развития предполагает ставку на развитие именно отдельно стоящих ломбардов. Сегодня ломбарды обеспечивают порядка четверти совокупного оборота компании, и это соотношение не претерпит со временем значительных изменений. "Мы считаем, что это здоровая и эффективная доля ломбардов в бизнесе", — подчеркивает Иван Семенóфф.
Справка
Ювелирная сеть "585" основана в 2000 г. С 2011 г. бренд развивают две независимые друг от друга компании, одна из которых принадлежит Александру Смирнову. На конец 2013 г. компания Александра Смирнова насчитывала 266 точек под брендами "585", Gold и "585 Gold" в шести федеральных округах. Финансовые показатели не разглашаются.