Российский рынок органической продукции увеличивает темпы роста и достигнет $225 млн к 2015 г. В 2012 г. продажи органических продуктов в России выросли на 7,8 % по сравнению с 2011 г. и достигли $148 млн, говорится в сообщении объединения производителей и поставщиков экопродукции и экоуслу, компании «Экокластер».
По данным отчета сельскохозяйственного представительства США в России FAS USDA, рост в ближайшие годы этого рынка связан с принятием техрегламента и национального стандарта на органическую продукцию и принятием к 2015 г. законопроекта «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», разработанного Минсельхозом РФ и прошедшем первый этап межведомственных согласований.
Американские эксперты уверены, что законодательно-правовая база запустит механизм сегментации рынка и задаст правила игры, что станет точкой отсчета выпуска юридически законной органической продукции в России, усилит конкуренцию и поспособствует привлечению инвестиций и появлению новых брендов.
«Продажи органических продуктов в России могут достигнуть $167 млн в 2013. За период 2010-2015 гг. рынок органических продуктов в России вырастет на 30%», — прогнозируют специалисты FAS USDA на основе данных Euromonitor International.
Хорошей возможностью увеличить продажи органической продукции в FAS USDA считают Олимпиаду 2014 г., когда в Россию хлынет поток туристов из-за рубежа, для которых одним из приоритетов является здоровье и здоровое питание. Это будет также способствовать узнаванию новых региональных российских брендов. Сейчас в России преобладает импорт из Германии, Франции, Италии и других стран Европы.
«Уже через пять лет Россия может занять 15-20% мирового рынка органических продуктов, развить сельские территории, улучшить экологию и здоровье россиян, зарабатывать большие деньги и получить новую сферу влияния в мире», — говорит Александр Коновалов, владелец экофермы «Коновалово», основатель объединения «Экокластер», участник рабочей группы по разработке законопроекта.
Российские эксперты, в свою очередь, отмечают, что реальный российский рынок органических продуктов значительно больше.
«Многие отечественные мелкие и средние фермеры по факту производят органическую продукцию, но не сертифицируют ее, — говорит Яков Любоведский, исполнительный директор «Союза органического земледелия». — После принятия закона, техрегламента и нацстандарта они выйдут из тени, и рынок может вырасти свыше $300 млн. У нас больше половины сельскохозяйственной продукции производят КФХ и ЛПХ, которые просто не имеют средств на химизацию и другие средства интенсификации. За счет их легализации мы можем получить скачкообразный рост».
Помимо госрегулирования в России начинают зарождаться рыночные механизмы развития органического сельского хозяйства. Сеть супермаркетов «Азбука вкуса» стала первой отечественной розничной сетью, которая реализовала модель кооперации с российскими фермерами, готовыми производить органическую фермерскую продукцию для реализации в рознице.
«При грамотном и эффективном использовании сельхозугодий, развитии органического земледелия и фермерства, наша страна уже через 7-10 лет может стать одним из лидеров на этом рынке, — поясняет Сергей Коршунов, исполнительный директор сети супермаркетов «Азбука Вкуса». — Одним из эффективных инструментов для достижения этой цели является интеграция (вплоть до кооперации) производителя и ритейлера».
Среди факторов, тормозящих развитие рынка, специалисты FAS USDA отмечают более высокие цены на органическую продукцию по сравнению с продуктами, произведенными промышленным способом, отсутствие общепринятой системы сертификации, слабую осведомленность населения в вопросах качественной натуральной органической продукции.
Потребители покупают органические продукты на рынках, в интернет-магазинах, фермерских кооперативах, специализированных магазинах и в супермаркетах премиум-класса.
Наибольший рост продаж среди органических продуктов показало детское питание и натуральные соки.

