Сеть магазинов электроинструмента "220 Вольт" запускает новый формат — передвижную автолавку. Об этом Retailer.RU рассказал в кулуарах форума Online Retail Russia 2014 управляющий партнер компании Алексей Федоров.
По словам топ-менеджера, в этом месяце ритейлер расширил автопарк в 1,5 раза, приобретя в лизинг 100 автомобилей Peugeot Boxer для курьерской доставки заказов. Три автомобиля в качестве эксперимента будут не только доставлять заказы, но и торговать офлайн. Для этого внутри оборудуют настоящий магазин, с выкладкой постоянного товара (700 SKU электроинструмента и садовой техники и еще 1,5 тыс. SKU ручного инструмента и расходных материалов). "Большинство людей, которые заказывают электроинструмент, забывают о расходных материалах. Данная модель, которую мы позаимствовали у американского ритейлера Harbour Freight Tools, поможет нам поднять продажи за счет кросс-сейла и апсейла", — отмечает предприниматель.
Формат рассчитан, прежде всего, на дачные хозяйства. С апреля по октябрь 2014 г. передвижные автолавки будут в будние дни доставлять заказы, а в выходные — и торговать "с колес". "Раньше мы уже использовали нестационарный формат торговли, когда несколько грузовиков курсировали по поселкам Ленинградской области, выставляя на выходных прилавок с небольшим ассортиментом, — говорит Алексей Федоров. Однако прежняя модель, в отличие от новой, не предполагала оборудованного зала с выкладкой внутри автомобиля и автоматизации продаж".
Если эксперимент окажется удачным, в такой формат будет переоборудовано еще несколько автомобилей. В дальнейшем компания планирует развивать направление по франчайзингу.
Для деревни или города?
"Формат курьерской доставки с возможностью что-то докупить на месте удобен для клиента. Поэтому, при удачной реализации, имеет право на существование — не только в сельской местности, но и в городе. Вся тонкость в том, чтобы научить сотрудников грамотно проводит up-sale, иначе эффективность будет нулевой", — говорит Виктор Кузнецов, генеральный директор "Всеинструменты.ру". По словам топ-менеджера, "Всеинструменты.ру" пока не планируют следовать примеру коллег, но будут внимательно следить за экспериментом.
Генеральный директор компании "Трест СКМ" Ринат Мухаметвалеев согласен, что американская модель продаж придется по вкусу и российскому покупателю. Однако, по мнению топ-менеджера, развивать ее все же следует среди дачных хозяйств. "У клиента всегда есть потребность что-то докупить, о чем он забыл во время оформления заказа. Но, в отличие от города, он не может пойти в магазин", — комментирует он.
В DIY-формате данная модель также имеет хорошие перспективы. Впрочем, в "Трест СКМ" использовать ее пока собираются: у компании нет собственной службы доставки. Кроме того, объединение в одном формате курьерской доставки онлайн-заказов и офлайновых продаж "с колес" является сложным с точки зрения учета и обеспечения сохранности товара.
Кто еще торгует "с колес"?
Формат передвижной автолавки в России уже используют представители других сегментов розничного рынка. Так, сеть магазинов "Стандарт Вкуса", специализирующаяся на продаже фермерской продукции, осенью 2013 г. установила три тонара на территории "Дизайн-завода "Флакон". В ассортименте — фермерская молочная и мясная продукция, чай, кофе, сэндвичи, выпечка, хлеб и снеки (всего около 100 SKU). С мая по октябрь 2013 г. передвижные автолавки работали в коттеджных поселках Картмазово на Киевском шоссе и Летово на Калужском шоссе. Сезон 2014 г. ритейлер планирует встретить 5−7 такими точками.
С средины 2013 г. передвижной пункт выдачи заказов тестирует БТиЭ-ритейлер "Юлмарт". Консолидируя несколько заказов для небольших поселков, автомобиль не развозит их по адресам, а полдня стоит в районном центре, предоставляя клиенту возможность самому забрать товар в удобное время. "Экономика формата нам не совсем понятна: по сути, мы "замораживаем" автомобиль на полдня", — говорит генеральный директор компании Сергей Федоринов. Поэтому пока проект продолжает оставаться экспериментальным.