Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: 23 часа и 5 минут в столице. Здравствуйте, это радиостанция «Эхо Москвы», меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Сегодня выступаю в немного непривычной для себя роли, «Кредит доверия. Я потребитель» — эту программу обычно ведет господин Дымарский. Но так как его нет, я захватила власть в студии и рада приветствовать постоянного гостя этой рубрики Льва Хасиса, председателя президиума ассоциации компаний розничной торговли. Добрый вечер.

Л.ХАСИС: Добрый вечер.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну что? У нас тема вполне себе очевидная, называется она «1 сентября». Вопросов масса, потому что таких затратных дней как 1-е сентября и подготовка к школе, в принципе, ну, так, сложно придумать, разве что к выпускному еще затратнее готовиться. Я тут глянула небольшие опросики, которые в честь этой знаменательной даты были проведены. Так вот, подавляющее большинство опрошенных родителей считают, что в те времена, когда они сами ходили в школу, учеба обходилась дешевле. Вот такие цифры ВЦИОМ приводит.

Л.ХАСИС: Ну, это правда. И за последние 5 лет стоимость подготовки школьника к школе неуклонно растет. Если в 2005 году первоклассника отправить в школу, так вот, по-минимуму стоило около 6 тысяч рублей, то с каждым годом становилось все дороже, и в этом году минимально необходимый джентльменский набор первоклассника уже обходится в 10,5 тысяч рублей, а уж с советскими временами сравнивать невозможно – там все оплачивало государство.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но основные статьи расходов — они, ведь, меняются? В последние годы, например, появилась такая новая статья – это школьная форма, от которой все какое-то время отвыкали-отвыкали, а тут она опять, вот, возьми и появись.

Л.ХАСИС: На самом деле, школьная форма – это не так плохо, и даже по известным мне опросам абсолютное большинство, там, около 70% опрашиваемых не имеют, скажем, ярко выраженного мнения против формы. А остальные 30% ровно поровну делятся – тех, кто горячо поддерживают форму и категорически против. Некоторые школы форму у себя вводят, в некоторых школах, насколько я знаю, такая, демократия в этом вопросе. Но в любом случае, даже если формы нет, ребенок должен идти в школу опрятно одетым. И, вот, на сегодняшний день какая-то такая минимальная стоимость подготовки ребенка в школу, та цифра, которую я знаю, — там мальчика около 1,5 тысяч рублей, а девочки – и 2, и 2,5 тысячи рублей стоит так вот, чтобы чистенько-аккуратненько. Я уж не говорю про каких-то родителей, которые предпочитают одевать своих детей у модельеров. Но такие вот, минимальные цифры я уже назвал.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но насколько я понимаю, не так много фабрик шьет школьную форму.

Л.ХАСИС: Ну, наверное, довольно много, все-таки, шьет. И российские фабрики, и, я думаю, что есть подобная продукция и импортная. Просто в периоды пикового спроса – ведь, нет такого устойчивого спроса на эти товары круглый год, есть пик спроса. И в эти моменты, конечно, стоимость несколько подрастает. Если бы можно было покупать школьную форму весной, то надо было бы покупать весной. Но это же невозможно: потому что за лето ребенок так вырастет, конечно.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Давайте я напомню, что у нас есть SMS +7 985 970-45-45. И еще у нас есть телефон прямого эфира 363-36-59. Мы ждем звонков и SMS от родителей, которые в последние дни, наверняка, занимались только тем, что собирали детей в школу. Во сколько вам это обошлось? Сколько магазинов вы обегали? Или, может быть, решили обойтись походом в какой-нибудь гипермаркет или, там, большой супермаркет. Что такое? Это сейчас довольно удобно, ведь так?

Л.ХАСИС: Ну, в гипермаркетах практически во всех есть отделы, специально подготовленные к школе, так называемые «Школьные базары», в которых продаются и самые необходимые товары для школы, и канцелярские товары, и какая-то форма для детей. И даже такой товар для 1-го сентября как цветы. Потому что очень большая доля расходов, которая на первоклассников и, особенно, их родителей ложится – это цветы. Увы, это традиция. Замечательная традиция 1-го сентября подарить учителям море цветов.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Да, такие маленькие первоклашечки с гладиолусами, которые выше, чем сами эти дети.

Л.ХАСИС: Да. И я уверен, что завтра праздник всех торговцев цветами в стране не меньше, чем у учителей, а, может, даже и больше.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но, вот, знаете, тут есть еще отдельная тема – это история с учебниками и с методической литературой. Потому что у разных школ, ведь, разные требования, и зачастую это тоже выходит в такую, достаточно значительную затрату.

Л.ХАСИС: Да, это правда, тем более, что сейчас очень ужесточены требования к бумаге, на которой печатаются учебники, к типографской краске, которая используется для этого. И в связи с этим на рынке появилось довольно много, кстати, контрафактных учебников, которые печатаются на бумаге менее гигиеничной, используют краску более токсичную. Такие учебники гораздо дешевле, чем официальные, но реально могут принести детям вред. Поэтому, конечно же, нужно, заботясь о здоровье детей, покупать только официально рекомендованные учебники, которые легально издаются и не доверять вот таким дешевым, но, как бы, товарам, которые продаются в подворотнях где-то и так далее.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Нет, ну, зачем сразу в подворотню? Я помню, что часто очень ездили на какие-то книжные развалы, такие стихийные рынки книжные, где можно было бы приобрести необходимую литературу для школы.

Л.ХАСИС: Ну, вот смотрите. Поскольку цены на учебники формируются рынком, то за счет того, что себестоимость учебников, которые печатаются по всем требованиям, намного выше, то пираты зарабатывают, конечно, в 3, в 4 раза больше, чем официальные издательства. И, конечно, так же, как и подделка любых других товаров, подделка учебников приносит большие деньги тем, кто этим занимается. Другое дело, что можно ли этой краской даже не то, что пальцем по ней водить, даже дышать можно ли – это большой вопрос.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, сейчас смотрите. В последние дни настоящий ажиотаж в магазинах – я уж не говорю про эту замечательную историю с магазином «Эльдорадо», если я не путаю, где давка просто возникла. Сначала разрекламировали как раз таки перед 1-м сентября «Для детей покупайте ноутбуки», и закончилось все довольно печально. Это связано с тем, что сейчас все разом вернулись из отпусков и разом решили закупиться в школу?

Л.ХАСИС: Ну, этот фактор тоже, безусловно, имеет место, потому что, действительно, нужно купить именно сейчас, потому что уже завтра в школу. С другой стороны, конечно, конкуренция заставляет розничные сети делать все более и более агрессивные промоакции, еще больше снижать цены. И ужас, что продают товары, которых может не хватить, и цена такая низкая, и жадность купить дешевле – она, конечно, очень часто заставляет людей терять человеческий облик и люди начинают драться за ноутбуки, за сахар, за куриц, и это повсеместно происходит. К сожалению, уровень культуры населения сильно подвержен влиянию цен. И буквально цены если низкие, то начинаются просто кулачные бои.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Смотрите. Тут я вижу некоторое противоречие. С одной стороны, вы говорите, что есть некие агрессивные компании промо, когда снижают цены, говорят, что количество товара ограничено, и вот, быстрее все к нам бегите. С другой стороны, вы упомянули о некоей сезонности всей этой истории, о том, что сейчас цены, все-таки, повышают. Тут вот это как? Тут что, зависит от продавца?

Л.ХАСИС: Нет, безусловно, цены… Ну, возьмите цветы, например. Совершенно точно, что на всех рынках, во всех киосках цены на цветы вчера и сегодня будут намного выше, чем через неделю или чем были неделю назад. Поэтому цивилизованные магазины, практически очень многие сети используют эту возможность для того, чтобы пригласить покупателей к себе, предлагая, скажем, букеты по достаточно низким ценам. И полгорода уклеяно билбордами, на которых написаны бренды магазинов и «Купите букет от 99 рублей» — это повсеместно есть. То есть кто-то использует, чтобы заработать, а кто-то использует для того, чтобы, наоборот, заманить к себе людей. Эльдорадо как серьезная сетевая компания, конечно, использует возможность такой предпервосентябрьской распродажи для того, чтобы пригласить к себе покупателей, чтобы они кроме этих ноутбуков купили еще что-то еще, и, конечно, предлагает эти ноутбуки по очень низким привлекательным ценам, чтобы люди пришли. А для кого-то 1-е сентября – это раз в году единственная возможность заработка, для них самое главное – это сорвать куш и заработать как можно больше.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Хорошо. Еще одна тема совершенно первосентябрьская и абсолютно школьная – это питание. И сколько разговоров было переговорено по поводу того, как, кто и за чей счет должен кормить школьников в школе – они, все-таки, находятся там с раннего утра и точно до обеда.

Л.ХАСИС: Ну, здесь есть 2 проблемы. Первая проблема – это то, что практически за редким исключением во всех российских школах степень изношенности оборудования в пищеблоках составляет, я думаю, 80-90%. И каким бы старательным не был коллектив этих пищеблоков, на этом оборудовании что-то очень качественное приготовить сложно. Вторая тема, поскольку это все связано с бюджетным финансированием, то как и все, что связано с бюджетным финансированием, эти системы очень коррумпированны. И каким образом происходит закупка товаров, продуктов тех же самых, которые потом используются для школьного питания, — это, как правило, хотя и пытаются какие-то тендеры проводить, в целом, это тема такая, достаточно закрытая и какой-то прозрачности в этом вопросе нет. И как результат, потом генералы жалуются, что половина призывников не могут ни бегать, ни прыгать, ни подтягиваться, потому что из школы их выпускают полубольными. Да и вообще многие проблемы у детей которые есть по мере их взросления, они закладываются именно некачественным питанием в школах. Может быть, для Москвы это меньшая проблема чем в регионах, но насколько я знаю, эта проблема существует везде.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но и нет никаких в ближайшее время возможностей решить эту проблему, исключительно из-за того, что это закрытая такая абсолютно история, куда не прорваться?

Л.ХАСИС: Ну, были и продолжают осуществляться попытки каким-то образом строить современные комбинаты питания, которые могли бы обеспечивать школы вот такими ланч-боксами. Но насколько я знаю, дальше каких-то пилотных проектов, каких-то экспериментов дело не пошло. Это тема очень капиталоемкая, это нужны большие инвестиции, и сейчас, как вы знаете, кризис, я думаю, что в краткосрочной перспективе проблема эта вряд ли будет решена. Поэтому, наверное, забота о здоровье ребенка, все равно, должна оставаться на родителях, и в первую очередь они должны думать, как сделать так, чтобы ребенок их полноценно и нормально питался.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Володя из Пензы прислал нам сообщение на номер +7 985 970-45-45: «Ребенка собрать в школу стоит не 10 тысяч». Володя, а сколько же вам стоило собрать ребенка в школу? Расскажите нам. И, кстати, вот у вас, Лев, спрашивают, а как вы собирали своих детей в школу?

Л.ХАСИС: Ну, старший мой идет в 3-й класс завтра. Ну как? Как обычно, как все родители.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, вы загодя что-то купили или тоже все в последний день бегали?

Л.ХАСИС: Ну, я думаю, что все как обычно в последние несколько дней перед школой. Потому что, конечно, за лето дети подрастают.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А циркули остаются, например, одинакового размера, между 2-м и 3-м классом они не растут.

Л.ХАСИС: Да, циркули не растут. Но как правило, во 2-м классе все циркули теряются и нужно покупать новые. То же самое и с карандашами, и со всем остальным.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну вот смотрите. Наталья из Москвы нам пишет: «25 тысяч рублей, и не меньше. Сын – 2-й класс».

Л.ХАСИС: Ну, я знаю родителей, которые, может быть, потратят и 250 тысяч рублей, покупая ручку, какой-нибудь…

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Паркер с золотым пером.

Л.ХАСИС: Паркер с золотым пером. И есть школа в Москве, где основная тема обсуждения детей – это у кого из родителей какая машина, и так далее. Но если мы говорим о нормальных детях, о нормальных средних каких-то, то, ну, я думаю, что 25 тысяч – это тоже цифра, похожая на правду. Когда я говорю, что 10,5 тысяч – это некая минимальная, то есть если взять, вот, мне как посчитали, рюкзак или ранец, например, комплект одежды, рубашка, обувь, спортивная форма, кроссовки, канцелярия, тетрадки, дневники, учебники – вот примерно по-минимуму и получается 10,5. Конечно, если сюда добавить какое-нибудь добровольное пожертвование школе плюс букет цветов, плюс что-то еще, может быть, набежит.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Еще, знаете, надо на охрану в школе сдать, на уборщицу в школе надо сдать. Очень много есть возможностей в школе потратить денег.

Л.ХАСИС: Это правда.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Давайте я напомню, что у нас есть телефон 363-36-59, родители, которые завтра поведут своих детей в школу, звоните, расскажите нам, сколько вы потратили – сравним наши цифры и ваши.

Л.ХАСИС: Ну, или на охрану, например. Вот я знаю, что Юрий Михайлович запретил московским школам брать деньги с родителей за, например, охрану школы и выделяются из бюджета средства, которые направляются на использование охраны. Но те минимумы, которые даются из бюджетных средств, родителей качество такой охраны не устраивает. Поэтому очень часто просто невозможно остановить желание родителей скидываться и делать что-то лучшее для школы – лучшую уборку, лучшую охрану, лучший какой-то спортивный инвентарь и так далее. Поэтому я не могу сказать, что все эти поборы носят исключительно характер насилия. В большинстве случаев, это просто безысходность, потому что если этого не сделать, либо дети будут не в безопасности, либо у них будет плохой инвентарь, либо ремонт будет недостаточно хорошо сделан. Поэтому очень часто родители это делают добровольно просто для того, чтобы было лучше их детям.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А насколько вообще зависит вот эта сумма, которую им придется потратить к 1-му сентября, от школы? Ведь школа выставляет свои требования? Как-то можно все это систематизировать, привести к какому-то общему знаменателю?

Л.ХАСИС: Ну, я думаю, что, конечно, от школы это очень сильно зависит, потому что, к сожалению, существует социальное неравенство. И даже в пределах одного любого населенного пункта, ну, большого города, например, есть районы с более обеспеченным населением, с менее обеспеченным населением. И если так получается, что ребенок идет в школу, где большинство учащихся имеют другой социальный статус, то, конечно, для родителей будет проблемой потратить больше денег, но для того, чтобы ребенок не чувствовал себя в каком-то ущемленном состоянии.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: То есть это такая, еще психологическая история совершенно?

Л.ХАСИС: Конечно. Потому что дети очень тонко смотрят.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, там идет бесконечное, конечно, соревнование.

Л.ХАСИС: Конечно. «А какая ручка у соседа, а какая стерка у соседа» и так далее.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Давайте послушаем звонок. Вот тут нам дозванивается человек с начала эфира. Здравствуйте, вы в прямом эфире, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Меня зовут Максим, город Тверь.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Да. Скажите, идет ли завтра ваш ребенок в школу?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, нет, у меня нет детей, но я хотел бы тоже похожую проблему поднять, которая, в принципе, относится к данной вашей теме. Это проблема в том, что сокращается количество учителей. Соответственно, учителя уходят на пенсию и не обновляется состав учителей. Все, это, соответственно, ведет к тому, что большее число учеников комплектуется в классе, соответственно, уровень образования понижается и родителям приходится нанимать репетиторов, платить, соответственно, дополнительное количество денег в месяц. То есть это вы как раз эту тему затронули, а это достаточно очень большой тоже момент – сколько родителям приходится выкладывать денег, и как раз уже начиная с самого начала учебного года.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Все понятно. Спасибо вам большое, Максим, что обратили наше внимание именно на этот аспект.

Л.ХАСИС: Ну, я полностью согласен с Максимом, потому что затраты на репетиторов, на различные кружки, секции – это тоже достаточно большие затраты. И я, например, очень хорошо знаю, что такое хороший учитель, что такое труд учителя – это очень такой, тяжелый труд. У меня у самого мама преподавала в школе, по-моему, лет 40 или даже больше, математику, кстати, и это очень тяжелый труд, который сегодня довольно низко оплачивается. Поэтому я, например, считаю, что, конечно, следует думать, как повышать зарплату учителям для того, чтобы хорошие учителя оставались в школах, а не так, как сегодня – когда люди заканчивают педагогические вузы и идут на любую работу, только не в школу.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Буквально пару минут у нас остается до конца эфира. Вот сейчас посыпались смски нам. Так, вот как раз и про советское время пишут, что «не было бесплатно все в советское время, канцтовары и форма стоили недешево».

Л.ХАСИС: Ну, довольно дешево. Я даже помню, что это стоило типа рублей 12, что ли, комплект формы. И, наверное, по тем временам это было не дешево. Но и не дорого.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вот Володя из Пензы пояснил, что ребенка собрать стоит точно больше 10 тысяч, потому что 15 в Пензе у Володи просят на поборы в школу.

Л.ХАСИС: Ну, в мои 10,5 поборы в школу не входят.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Не входят, хорошо. Давайте очень коротко один вопрос задам: что у нас в ближайшее время будет вообще с ценами? Сейчас все так дружно вернулись из отпусков, и все так ждали этого возвращения как какого-то такого поворотного события.

Л.ХАСИС: Ну, я думаю, что сейчас все макроэкономисты ждут с нетерпением результатов продаж в магазинах – не только в России, во всем мире. Потому что если реально начнется рост трат населением, начнут расти потребительские расходы, это будет означать, что, действительно, кризис начинает каким-то образом заканчиваться. В целом я не ожидаю в ближайшее время какого-то серьезного всплеска цен, скажем, на продукты питания. Ну, за исключением – вот сейчас очень активно обсуждается тема молока, повышения отпускных цен на молоко и, не знаю, к чему это приведет. Возможно, это приведет в том числе и к тому, что могут как-то меняться цены на молоко. Но по другим товарам я не предвижу, что в течение ближайшего месяца-двух могут быть какие-то серьезные колебания.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну и что? В конце нашей рубрики нужно вам рассказать, что будет через неделю. Но тут так как нет Дымарского, мы решили немного похулиганить и придумать совершенно новую систему анонса следующей передачи – вы сами выберите.

Л.ХАСИС: Вы знаете, у меня знакомые многие интересуются очень сильно двумя темами и очень просят, чтобы мы осветили. Одна тема называется «Лекарство», а вторая тема называется «Колбаса».

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну вот такой неоднозначный выбор мы вам предлагаем, но голосовать вы сможете у нас на сайте www.echo.msk.ru. Я думаю, что уже завтра появится предложение отдать свой голос за колбасу или за лекарство. Ну и посмотрим, кто же победит, и какую тему вы услышите в следующий понедельник. А я напомню, что в «Кредите доверия. Я потребитель» выступал как всегда Лев Хасис, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли. Большое спасибо.

Л.ХАСИС: Спасибо огромное. Я хочу всех поздравить с началом нового учебного года. Всем родителям хочу пожелать, чтобы их дети хорошо учились и были здоровыми. Всего доброго!

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments