В России промаркируют добросовестных бизнесменов
В ближайшее время на прилавках магазинов появятся товары с необычной голографиче-ской маркой — новым средством борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Идею нового «знака качества» вчера поддержало Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а также бизнес-объединения РСПП и «ОПОРА России».
Голограмма со словами «Марка года — Гарантия производителя» и с индивидуальным номером станет доказательством того, что товар прошел добровольную сертификацию качества и патентной чистоты и не нарушает прав на интеллектуальную собственность. Никаких санкций для тех производителей, кто не будет наклеивать на свою продукцию марку, не предусмотрено. Поэтому объявленная борьба с контрафактом и фальсификацией будет отдана в руки потребителя. А он якобы будет искать среди рядов «паленой» водки или стопок компакт-дисков заветный индикатор качества и патентной чистоты.
Продавать марки бизнесменам будет ЗАО «Марка года», которое уже организовало на канале ГТРК «Россия» рекламу голограмм в передаче «Патруль качества». Как пояснил вчера председатель совета директоров «Марки года» Леонид Тавровский, он рассчитывает «на небольшую часть рекламных бюджетов компаний, которые взамен получат постоянную рекламу на телевидении». Кроме того, очередная кампания борьбы с контрафактом поможет правительству найти новые аргументы на переговорах о присоединении к ВТО. Как известно, одной из основных претензий к России со стороны США до сих пор являются факты нарушения прав интеллектуальной собственности отечественными предпринимателями.
Несмотря на кажущуюся «безобидность», новая маркировка таит в себе немало опасностей для бизнесменов.Во-первых, руководство ЗАО «Марка года» не скрывает, что будет сообщать налоговым органам количество выданных марок для каждого вида продукции. А это значит, что обладатели марки лишаются возможности «оптимизации налогов» за счет занижения объемов легального производства.
Во-вторых, процесс добровольной сертификации предполагает раскрытие настоящего производителя товара, что может стать лишним поводом для корпоративных войн и претензий заинтересованных чиновников. Как пояснил вчера глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин, марка будет присуждаться «только тем товарам и услугам, которые прошли необходимую процедуру сертификации, разработанную с участием Ростехрегулирования».
Не случайно многие бизнесмены уже уклонились от присоединения к кампании «Марка года». Так, например, по словам Леонида Тавровского, крупные фармацевтические фабрики, возможно, учредят собственную альтернативную марку-сертификат. На сегодняшний день к акции присоединились некоторые производители полуфабрикатов, пельменей, блинчиков, глазированных сырков и бытовой электроники. Новую голограмму уже сегодня можно увидеть на продукции Одинцовской кондитерской фабрики («Коркунов»), на автомагнитолах «Урал» и, возможно, на магнитолах Akai (с производителями которых пока идут переговоры). В целом же новая инициатива, вероятно, будет трудно приживаться в специфическом предпринимательском климате нашей страны. Но даже если малая часть товаров на российском рынке обзаведется новыми марками, то это станет важным прецедентом. Как заявил вчера член Общественной палаты Григорий Томчин, «отечественные производители и потребители нуждаются в перевоспитании, в том числе и с помощью таких кампаний, как «Марка года». В свою очередь, президент РСПП Александр Шохин заявил о поддержке инициативы, «которая должна возродить в сознании населения понятие «Знак качества СССР».
Впрочем, речь идет не только о ностальгии по советским знакам качества. Как сообщил вчера Григорий Элькин, в России ежедневно из-за пищевых отравлений погибает 135 человек, а четверть российских детей в возрасте от года до 10 лет имеют заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с некачественными продуктами питания.