Крупнейший оператор пивного рынка компания «Балтика» снизила выручку в 2010 году более чем на 15%, а чистую прибыль — на 18%. Это обусловлено трехкратным повышением акциза на пиво с 1 января 2010 года, объясняет компания. Тем не менее ей удалось сохранить свои рыночные позиции на уровне 2009 года — почти 40%. Это говорит о том, что «Балтика» двигалась в ногу с рынком, отмечают аналитики. Этот год будет для компании также нелегким: на финансовые показатели могут повлиять высокие цены на ячмень и солод.

Повышение в три раза акциза с начала 2010 года привело к беспрецедентному росту потребительских цен на пиво, сообщила «Балтика» в пресс-релизе. По оценкам компании, в целом за прошлый год пивной рынок просел на 4% по сравнению с 2009 годом. Хотя «Балтика» смягчила резкое увеличение акциза постепенным повышением цен в течение минувшего года, ее показатели заметно снизились.

Объем реализации в натуральном выражении в 2010 году уменьшился на 12%, продажи пива, в частности, на 13%. Помимо повышения акциза «Балтика» объясняет это и тем, что в конце 2009 года, в преддверии роста ставок, увеличила отгрузки, что привело к избыточным запасам пива у продавцов в начале 2010 года. По мнению аналитика инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Екатерины Андрияновой, затоваривание каналов продаж накануне 2010 года оказало большее влияние на продажи, чем соб­ственно повышение акциза. «В первом квартале 2010 года «Балтика» снизила производство, потому что распродавала запасы, — говорит аналитик. — Мы ожидали этот эффект, но, видимо, он оказался гораздо сильнее».

Снижение объемов продаж привело и к резкому падению финансовых показателей. Выручка «Балтики» за 2010 год снизилась на 15,4% по сравнению с 2009 годом, до 79,3 млрд руб., операционная прибыль — на 20,2%, до 23,6 млрд руб., чистая прибыль — на 18%, до 19,2 млрд руб. Г-жа Андриянова прогнозировала выручку в пределах 94 млрд руб. «Мы ожидали более существенного повышения цен, обусловленного ростом акциза», — объяснила она.

Директор по стратегическому и управленческому консультированию консалтинговой группы «НЭО Центр» Наталия Словесникова отмечает, что объем реализации в денежном выражении упал значительнее объема реализации в натуральном выражении: «Это может говорить о том, что часть брендов вышла из своего ценового диапазона за счет значительного роста акцизов и их доля в продуктовом портфеле компании снизилась». Снижение операционной и чистой прибыли на единицу продукции может говорить о том, что компания не успела достаточно быстро отреагировать на снижение объема продаж, считает г-жа Словесникова.

Но, несмотря на падение продаж, «Балтике» удалось сохранить долю рынка — 39,7% по итогам 2010 года против 39,8% в 2009 году (данные ACNielsen). Это говорит о том, что результаты компании не отличались от динамики российского рынка пива в целом, отмечает г-жа Андриянова.

В то же время «Балтика» предупреждает, что в текущем году на финансовые результаты компании могут повлиять высокие цены на сырье. Неблагоприятные погодные условия летом 2010 года привели к сокращению урожая пивоваренного ячменя и последующему стремительному росту цен на ячмень и солод. Компания отмечает, что более высокие цены на сырье уже повлияли на прибыль в конце прошлого года, однако в значительной степени этот эффект проявится в 2011 году.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments