За динамикой уровня компенсаций в российских компаниях специалисты Watson Wyatt следят с 1993 г. Бюджеты на оплату труда российских компаний демонстрируют уязвимость по отношению к динамичной экономике страны, пишут консультанты. Или, другими словами, каждый год с 2006 г. они отмечали существенные отклонения прогнозов, которыми с ними делились работодатели, от фактов. В 2009 г. наибольшие различия между прогнозируемыми бюджетами на повышение должностных окладов и бюджетами, фактически выплаченными компаниями, консультанты наблюдали в регионе Центральной и Восточной Европы, а внутри этого региона — в России, на Украине и в Казахстане (см. график 1).

Жемчужина короны

Система компенсаций в российских компаниях остается одной из самых динамичных и в мире, и в Восточной Европе, пишут консультанты, так же как Россия на протяжении нескольких лет — самым прибыльным рынком Центральной и Восточной Европы. Это делало ее главной «жемчужиной короны» для многих транснациональных компаний, работающих в регионе. И приводило к острому дефициту квалифицированных специалиcтов, способных соответствовать ожиданиям американских и европейских транснациональных компаний. Глобальный экономический кризис ничуть не уменьшил значимость России в регионе и мире, утверждают в Watson Wyatt. Поэтому рынок зарплат специалистов в России по-прежнему останется одним из самых динамичных, утверждают они. Даже в кризисный год фактическое медианное повышение окладов составило 8,5%. По прогнозу участников обзора Watson Wyatt, в 2010 г. должностные оклады россиян вырастут на 10% по сравнению с уровнем 2009 г., причем практически независимо от должности сотрудника. Таков процесс бюджетирования в большинстве российских компаний, говорит Владимир Резник, глава российского представительства Watson Wyatt: сначала компании формируют бюджет, а решения по конкретным должностям или группам должностей принимают лишь тогда, когда его начинают тратить.

Если в компании нет выявленных и признанных перекосов в системе компенсаций, то в бюджет принято закладывать один и тот же размер повышения для всех уровней сотрудников, говорит Екатерина Варга, руководитель проекта Pynes Group. Когда пересмотр реализуется, то заложенное увеличение не всегда равномерно распределяется по всем уровням сотрудников, уточняет она.

К похожему выводу пришли и консультанты российской компании Pynes Group, проанализировавшие планы российских компаний в зависимости от их оценки текущей ситуации. По их расчетам, иностранные компании более пессимистично оценивают текущую ситуацию. Среди их ответов заметно чаще встречается оценка: «Мы переживаем некоторые трудности» (35% в случае иностранных компаний и 23% в случае российских), но на заложенные в бюджет размеры повышения зарплат это никак не влияет. Медианный размер пересмотра (10%) совпадает во всех группах за исключением группы, выбравшей самый оптимистичный вариант ответа («Кризис нас практически не коснулся, бизнес продолжает развиваться»). Возможно, это объясняется тем, что работодатели пока закладывают в HR-бюджет по максимуму. Компании хотят сохранить возможности для маневра на случай, если ситуация будет ухудшаться, пишут консультанты.

Начальники себя не забывают

Среди разных категорий сотрудников наибольший рост должностных окладов наблюдается среди высшего руководства и уникальных специалистов. Больше всех пострадали от кризиса представители вспомогательных служб и голубые воротнички (см. график 2). Дефицит уникальных специалистов и классных менеджеров никуда не делся, поясняет Резник. «Война за таланты не прекращается даже в кризис», — говорит он. Рядовые специалисты, менеджеры среднего звена чувствуют себя намного более уязвимыми, их позиции в переговорах с работодателями намного слабее, заключает он.

Результаты независимого российского мониторинга ключевых тенденций в области управления персоналом косвенно подтверждают это наблюдение. За время кризиса средняя доля затрат на персонал выросла в большинстве отраслей, утверждают специалисты российской консалтинговой компании Axes Management. В производстве — с 14,2% в 2008 г. до 15,4% в 2009 г., в рознице — с 7,5% в 2008 г. до 8% в 2009 г., в телекоме — с 12% в 2008 г. до 14% в 2009 г. Компании сокращали затраты на персонал, объясняют консультанты, но их выручка падала еще быстрее. Средняя численность персонала снизилась, но сокращения в российских компаниях проходили в основном за счет рядовых сотрудников, пишут консультанты Axes Monitor. В результате доля управленцев в российских компаниях возросла во всех отраслях, за которыми наблюдают российские консультанты (см. график 3).

Когда дело доходит до неприятных решений, руководители неохотно думают о сокращении себе подобных и, вместо того чтобы смотреть по сторонам, смотрят вниз, поясняет Сергей Львов, гендиректор Axes Management. Российские компании по-прежнему воюют не уменьем, а числом, говорит он: производительность труда в большинстве российских компаний низкая, а первая реакция на кризис — сокращение секретарей и полотеров.

Кого считали 

В исследовании международной консалтинговой компании Watson Wyatt приняли участие 257 российских работодателей разного уровня из всех отраслей. Были проанализированы 836 контрольных показателей должностей с разным уровнем ответственности.
В мониторинге Axes Management приняли участие 90 компаний, большинство можно отнести к пяти базовым отраслям.
В сентябрьском мониторинге изменений в управлении персоналом Pynes Group приняли участие 98 компаний, в том числе 44 российские и 54 представительства иностранных. 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments