За первый месяц зимы, согласно данным Мосгорстата, продукты в столичных магазинах подорожали в среднем на 6,3%. Продолжился рост цен на овощи, фрукты и молочные изделия в среднем от 3 до 14% и в феврале. Чего ждать наступившей весной — дальнейшего всплеска цен или еще и дефицита продуктов? Об этом беседа корреспондента "РГ" с главой департамента торговли и услуг Москвы Алексеем Немерюком.

— Алексей Алексеевич! В магазин заходишь уже с опаской — что ни день, то новые ценники. И сколько это еще будет продолжаться?

— Да нет этого! Начавшийся в конце прошлого года рост курса валют, естественно, повлек за собой увеличение цен. Но весеннее их повышение скорее сезонное, а не инфляционное. То же самое происходило и прошлой весной. Вот передо мной таблица нынешних и прошлогодних февральских цен. Свежие огурцы в прошлом году в это же самое время подорожали на 4 рубля, а в этом — на 5, мясо кур сейчас прибавило в цене всего 10 копеек, а в прошлом году — 30. Говядина стала дороже на 1,1 рубля за кг, а год назад — на 1,5. Сливочное масло в том феврале подорожало почти на 13 рублей, а в этом — на 9. То есть цены поднялись примерно в тех же пропорциях, что и год назад, когда экономика была довольно стабильной. Да, молочные продукты сейчас дорожают, но и это происходит каждую весну. Подмосковные буренки дают в это время всегда меньше молока, поэтому приходится закупать его в соседних республиках, где климат располагает к большим удоям. Иссякают зимние запасы отечественных овощей и фруктов — их тоже приходится закупать, порой за границей, где они дороже.

— С момента введения продовольственного эмбарго осенью 2014-го много страшилок ходило: люди боялись повторения голодных 90-х.

— Да, слухов хватало. И что полки московских магазинов опустеют, и сами магазины позакрываются, и буханка хлеба тысячу рублей будет стоить… Прошло полгода с лишним. И что? Полки магазинов полны товаров, магазины экономкласса даже наращивают сети… Да, в крупных сетевых супермаркетах наблюдается уменьшение потока посетителей и снижение цены среднего чека на 15%. Это говорит о том, что москвичи стали реже посещать одни и те же магазины, а ходят за покупками в разные, выбирая, что и где можно подешевле купить.

— В этой ситуации магазинам невыгодно взвинчивать цены — если их задрать, то продукты никто не купит и они испортятся.

— Сетевики понимают это и во многих случаях сдерживают аппетиты переработчиков. Например, в конце года столичные мясоперерабатывающие комбинаты, столкнувшись с резко выросшими ценами на сырье, хотели повысить и оптовые цены на свою конечную продукцию. Дело в том, что большинство из них годами закупали для колбас и полуфабрикатов дешевую китайскую свинину — в среднем по 3 доллара за кг. Когда курс взлетел, переработчики оказались не готовы вдвое больше платить за китайскую свинину. Повысить же стоимость на готовые изделия им как раз не дали розничные сети. Взять те же сырокопченые колбасы. Они и и до кризиса стоили от 500 рублей за кг, их и тогда покупали не на "ура". А за тысячу рублей уж точно никто бы покупать не стал! Брать же на реализацию заведомо непродаваемый товар магазинам не резон, только полки занимать. В итоге мы помогли переработчикам найти свинину по докризисным ценам в регионах. Теперь мясокомбинатам ее поставляют Тамбовская, Белгородская и Воронежская области, и резкого скачка цен на колбасы не произошло.

— Много ли у Москвы за это время появилось новых поставщиков продовольствия?

— Столица заключила договоры с 21 российским регионом и республиками СНГ. Благодаря этому еще с осени прошлого года на московских прилавках появились продукты из Мурманска, Армении, Азербайджана, Казахстана. В разы больше стало белорусских товаров. Региональные производители стали поставлять в розничную сеть молочную, мясную и рыбную продукцию. В итоге вместо прежних пяти устоявшихся брендов той же молочной продукции в магазинах стало можно найти кефир, сметану, творог, йогурты из Воронежа, Ярославля, Волгограда, Владимира, Краснодарского края. Очень хорошие продукты, натуральные, с минимальным сроком хранения. Доля отечественного мяса на столичных прилавках за это время выросла с 66 до 81%, рыбы — с 53 до 69, растительного масла — с 69 до 84, овощей — с 67 до 76%. В целом же теперь столица зависит от импорта не на 35%, как еще год назад, а на 26%.

— Еще одна из мер антикризисного плана правительства Москвы, направленная на увеличение доли отечественных товаров на наших прилавках, — поддержка фермеров из Новой Москвы?

— Конечно, город в первую очередь поддерживает своих сельхозпроизводителей. В Новой Москве работают уже 9 крупных агропромышленных предприятий и несколько десятков мелких, которые в основном занимаются производством и переработкой молока, а также производством куриного мяса, полуфабрикатов и яиц. На текущий год в бюджете Москвы заложено 119 млн рублей на различные субсидии сельхозпроизводителям. В частности, хозяйствам, которые показывают устойчивый рост производства, будут снижаться процентные ставки по взятым ими кредитам. То есть часть затрат на оплату банковских процентов берет на себя бюджет города. Будем помогать им и в приобретении сельхозтехники, минеральных удобрений.

— С 1 апреля планируется возобновить работу региональных ярмарок, а с 3-го — ярмарок выходного дня. Чем новеньким они порадуют москвичей?

— Региональных торговых площадок будет 15, ярмарок выходного дня — 120. Этого количества вполне достаточно для города. Мы разослали приглашения принять в них участие всем регионам. Надеюсь, они откликнутся на нашу просьбу, Москва в их приходе заинтересована, так как чем больше привезут в столицу продуктов, тем дешевле они будут. Напомню, что торговые места на всех ярмарках предоставляются бесплатно, не нужно платить и за торговое оборудование. Кроме того, для удобства сельчан места на ярмарках можно забронировать через портал госуслуг Москвы. Для этого достаточно подать до 27 марта заявку в электронном виде.

— В Подмосковье уже заработали так называемые антикризисные ярмарки, и цены там в разы ниже, чем в магазинах. Например, килограмм карпа на ярмарке стоит 130 рублей, а в соседнем магазине — 250. В столице такой демпинг возможен?

— Мы не можем диктовать цены фермерам и производителям. Но, судя по тому, что сейчас наши сельхозрынки становятся все более востребованными, думаю, и на ярмарках покупателей прибавится. А чем больше оборот продукции, тем ниже цены. В среднем на ярмарках стоимость продуктов на 15-20% ниже, чем в супермаркетах.

— В сентябре прошлого года в 1,5 км от МКАД по Калужскому шоссе открылся крупнейший в стране оптовый рынок "Фуд-Сити". Что дало его появление городу?

— "Фуд-Сити" с момента открытия продал свыше 130 тысяч тонн продовольствия — мяса, рыбы, овощей, фруктов и ягод, молочной и бакалейной продукции. Но это еще его неполная мощность — оттуда может быть организована поставка в Москву до 700 тысяч тонн различных продуктов. Туда приезжают со своими товарами как крупные производители, так и фермерские хозяйства. Покупатели — это в первую очередь крупные сетевики, небольшие магазины, кафе и рестораны. Но есть и целая зона розничной торговли. То есть можно сказать, что это дополнительный сельхозрынок к тем 42, работающим в столице.

Между тем

На днях более 10 компаний, владеющих известными сетевыми магазинами, объявили о "замораживании" цен на социально значимые товары. У каждой сети свой перечень "замороженных" продуктов, включающий в себя от 20 до 90 наименований продуктов. Благодаря этому в ближайшие месяцы не должны дорожать гречневая крупа, рис, пшено, макаронные изделия, подсолнечное и сливочное масло, мука, пельмени, замороженная рыба, черный и белый хлеб, молоко, кефир, сметана. А в случае снижения закупочных цен на эти и другие продукты возможны и дополнительные скидки.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar