Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил запретить торговлю спиртными напитками в продуктовых магазинах. По его мнению, это поможет снизить алкого­лизацию молодежи и обеспечит демографический всплеск. Чиновник пообещал поднять этот вопрос перед руководством страны. Ритейлерам идея не понравилась: они прогнозируют, что в результате поднимутся цены на другую продукцию, а также вырастет смертность вследствие отравления суррогатами. Однако эксперты в свою очередь отмечают, что введение госмонополии на розничную продажу алкоголя в Скандинавии дало требуемый эффект.

Власти Ульяновской области не в первый раз оказываются в авангарде борьбы за народную трезвость. В апреле 2011 года в регионе был введен «полусухой» закон — областное правительство запретило продажу крепкого алкоголя по праздникам и в выходные. Поначалу запрет спровоцировал всплеск отравления суррогатами, но затем ситуация нормализовалась: потребители приспособились к новым правилам, закупая весь необходимый объем спирт­ного на уикенд в пятницу.

На этой неделе губернатор Ульяновской области Сергей Морозов озвучил новую идею. Выступая на аппаратном совещании в городском правительстве, губернатор в качестве меры улучшения демографической ситуации в регионе предложил запретить продажу спиртного в продуктовых магазинах. В результате, по его ожиданиям, население Ульяновской области должно будет увеличиться вдвое, до 3 млн человек к 2025 году. Как сообщают местные СМИ, г-н Морозов пообещал поднять этот во­прос на федеральном уровне.

Предложение губернатора не вызвало энтузиазма у представителей сетей, для которых алкоголь является одной из ключевых категорий при формировании выручки. По данным исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белонов­ского, на продажу алкоголя приходится 10-15% выручки. «Однако потребитель вместе с алкоголем покупает и другую продукцию, поэтому его влияние на выручку доходит до 30%», — подчеркнул г-н Белоновский.

По мнению эксперта, запрет на продажу алкоголя в продуктовом ритейле вряд ли поддержат в правительстве. «Белые прозрачные сети — самый большой канал сбыта легальной алкогольной продукции, с которой государство получает огромные поступления в бюджет, — напомнил г-н Белоновский. — Вымывание разом всей алкогольной продукции из сетей приведет к пробоинам в бюджете, и вряд ли наше государство готово к этому». Кроме того, эксперт напоминает, что любое ограничение продаж алкогольной продукции в России приводит к большому количеству смертей из-за потребления суррогатов.

Директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов добавляет, что алкоголь в некотором смысле является донором в ценообразовании другой продукции. За счет высокомаржинального спиртного сеть может снизить свою маржу в продуктах повседневного спроса: хлебе, молоке и др. «Я не думаю, что эту инициативу кто-то поддер­жит, но в любом случае большие сети весьма адаптивны к внешним изменениям: запретят торговать алкоголем, мы откроем в соседнем помещении алкогольный бутик, — заявил РБК daily г-н Сусов. — Это, конечно, потребует дополнительных инвестиций, а значит, продукция в сетях будет дороже».

Эксперты алкогольного рынка, напротив, считают, что у идеи ульяновского губернатора есть федеральные перспективы: отделить алкогольные отделы — в интересах самих ритейлеров. «С введением закона о запрете рекламы алкоголя вся маркетинговая активность производителей и дистрибьюторов переместится в места розничных продаж. В алкогольных отделах постоянно будут проходить акции, праздники и т.д., что даст возможность обвинить магазины в нарушении закона о защите детей от негативной информации», — поясняет директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. По мнению эксперта, открытие специализированных магазинов не будет способствовать снижению алкоголизации, но даст возможность чиновникам отчитаться перед населением о проделанной работе.

Депутат Госдумы Виктор Звагельский, автор многих законодательных инициатив в области регулирования алкогольного рынка, о создании специализированных алкогольных магазинов отозвался положительно. По его мнению, для искоренения контрафакта и борьбы с алкоголизацией населения государство должно ввести монополию на розничную продажу спиртных напитков, как это сделали власти скандинав­ских стран и Финляндии.

Попытки законодательно ограничить розничную торговлю алкогольными напитками предпринимаются и в других европейских странах. В настоящий момент процедуру общественных слушаний проходит законопроект, предложенный Минсоцразвития Северной Ирландии. Власти этой части Великобритании предлагают обязать ритейлеров, имеющих лицензию на торговлю алкоголем, оборудовать для его продажи внутри магазинов закрытые помещения с отдельными кассами, куда доступ несовершеннолетним будет запрещен. По мнению авторов законопроекта, это снизит число спонтанных покупок алкоголя, когда пришедший за продуктами покупатель решит положить в корзину еще и бутылку вина. В этом случае ему придется отстоять дважды в очереди в кассу.

«В России государство сейчас идет другим путем, сделав ставку на внедрение системы учета ЕГАИС в рознице, — отметил г-н Звагельский. — Это тяжелый путь, особенно для магазинов в сельской местности, небольших городах. Полагаю, что проблем это не решит».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments