Дистрибьютор табачных изделий "Мегаполис" (входит в многопрофильный холдинг "Меркурий", принадлежащий Игорю Кесаеву, чье состояние Forbes оценил в $1,8 млрд) решил создать специализированную розничную сеть по торговле сигаретами и сопутствующими товарами импульсного спроса.
Таким образом, компания, уже владеющая продуктовыми сетями "Дикси" и "Виктория", может захватить рынок мелкой розницы в регионах, который потеряют киоски после принятия антитабачного законопроекта, запрещающего продавать табачную продукцию в торговых точках площадью менее 50 м2.
Предотвратить потери
Как стало известно dp.ru от участников рынка, "Мегаполис" активно ищет площади в небольших населенных пунктах, где практически не представлены федеральные продуктовые сети. Наиболее привлекательны для табачного дистрибьютора, контролирующего более 70% рынка оптовой торговли табаком в России, промышленные моногорода с большим количеством курящего населения. Таких немало, например, в Архангельской, Мурманской областях, Карелии. Также известно, что компания ищет площади и в Краснодарском крае.
В центральном офисе "Мегаполиса" на официальный запрос dp.ru не ответили, но в двух представительствах компании подтвердили, что ищут помещения от 50 м2 под магазины.
"Мегаполис" является лидером рынка оптовой торговли табачными изделиями, имея эксклюзивные контракты с тремя производителями сигарет: Japan Tobacco International, Philip Morris, Imperial Tobacco. Суммарная доля этих производителей превышает 70% российского рынка сигарет. Выручка самого дистрибьютора в 2011 г. составила 316 млрд против 264 млрд рублей годом ранее, по оценке "Рустабака". Выручку холдинга "Меркурий", чью капитализацию банки оценили в 250 млрд рублей, на две трети формирует именно дистрибуция сигарет.
Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия":
Мы не выступаем против ужесточения табачного регулирования, однако считаем, что любые ограничения должны быть оправданными, продуманными и последовательными. Законопроект содержит ряд весьма здравых предложений, особенно в отношении пропаганды здорового образа жизни и борьбы с курением среди несовершеннолетних. Но вместе с тем некоторые его положения представляются нам не вполне реалистичными, а потому избыточными. Среди таких, к примеру, запреты на открытую выкладку табачной продукции и на продажу сигарет в ларьках и киосках. Так, уход сигаретной категории из ассортимента нестационарной розницы поверх уже запрещенной с 1 января 2013 года продажи пива вынудит владельцев таких торговых объектов закрыть свой бизнес, поскольку они лишаются в общей сложности 70-80% выручки. Мы не считаем эту норму проявлением здравого регулирования. Хотя бы потому, что все мы знаем, кто придет на смену ларькам. У России есть опыт 1990-х годов, когда процветала торговля сигаретами с рук. И в наше время всегда найдутся люди, которые захотят извлечь выгоду из этой ситуации. Надеемся, что в итоге всем сторонам — государству, обществу и бизнесу — удастся найти взаимоприемлемые решения, учитывающие интересы как курящей, так и некурящей частей населения.
Производители табачной продукции пока не в курсе планов дистрибьютора по созданию собственной розницы и комментировать планы оптовика не стали. "Но если "Мегаполис" действительно создаст свою розницу, то это будет просто бомба на рынке. Он займет нишу киосков и мелких магазинчиков — произойдет передел рынка без единого выстрела", — считает на условиях анонимности один из производителей сигарет.
Хитрый ход
"Мегаполис" обладает развитой логистической сетью в России, что позволит создать на имеющейся инфраструктуре розницу. Таким образом, табачный оптовик превратится из дистрибьютора в ретейлера, а это уже совсем другая маржа, отмечают эксперты.
Участники рынка говорят о том, что из–за антитабачного законопроекта в его нынешней редакции роль дистрибьюторов нивелируется: именно ретейлеры станут основным каналом сбыта сигарет.
"Сети могут заключить прямые контракты на поставку табачной продукции. Ведь сбывать, кроме как в магазинах, продукцию будет негде", — говорит на условиях анонимности один из участников табачного рынка, отмечая, что в этом случае ретейлеры за счет выдавливания из цепи поставок дистрибьюторского звена увеличат свою маржу. Аналогичная схема сегодня действует в Великобритании, где действуют прямые контракты табачных производителей с крупнейшими ретейлерами.
Сигареты для сетевой розницы являются трафикообразующим товаром, хотя и не приносят большой доли в общем объеме выручки. То есть покупатели приходят за сигаретами и делают параллельно остальные покупки для дома. Сейчас доля табачной продукции в общей выручке продуктовых сетей составляет 1–5%, в зависимости от формата.
"У нас в общей выручке на сигареты приходится менее 1% продаж", — сообщил представитель Х5 Retail Group Владимир Русанов. В "Ленте" этот процент составляет 3–4% общей выручки, говорит представитель сети Яна Могилева. Как изменится этот показатель после принятия законопроекта, ретейлеры затруднились оценить. Но, по словам генерального директора INFOline Ивана Федякова, сигареты — очень высокомаржинальный товар. "Я не знаю, какая другая категория может сравниться с табачной продукцией по столь высокой доходности в выручке с 1 м2", — говорит эксперт.
Верный шаг
Большая часть сигаретной продукции "Мегаполиса" реализуется не через сетевую розницу, которая занимает лишь 15% продаж в общем обороте розничной торговли в России, а как раз через киоски, ларьки, небольшие магазинчики в глубинке. Именно этот канал и теряют производители и дистрибьюторы после принятия антитабачного законопроекта, который 18 октября уже утвердило правительство РФ.
"Через мелкие торговые точки реализуется 50–70% всей табачной продукции", — говорит генеральный директор ассоциации "Табакпром" Вадим Желнин, отметив, что не слышал о планах "Мегаполиса", но идею с открытием магазинов в мелких населенных пунктах считает стратегически верным шагом.
Руководитель отраслевого портала "Рустабак" Максим Королев считает, что шаг "Мегаполиса" вполне логичен: собственная розница компании действительно необходима, если она не хочет потерять объем выручки.
Захват рынков
"Кесаев — дальновидный бизнесмен. В антитабачном запрете он видит не угрозу для своего бизнеса, а возможность его развития.
Вероятно, за последние пару лет он хорошо почувствовал разницу в доходности дистрибьюторского и розничного подразделений", — говорит один из ретейлеров, имея в виду активное развитие группы компаний "Дикси" и покупку сети "Виктория".
С конца 2010 г. лидер оптового рынка сигарет в России активно скупает оптовых и розничных игроков рынка Украины. "Мегаполис" стал совладельцем украинского "Сигарного дома Фортуна лоджистик", владеющего сетью бутиков, магазинов "Табак и подарки" и табачных киосков.
По данным украинских СМИ, за несколько месяцев "Мегаполис" скупил всех оптовиков, которые работали на украинском рынке долгие годы. В результате лицензии на оптовую торговлю сигаретами в стране сегодня имеют только три компании, одна из которых — "Мегаполис".
Украина, как и Россия, входит в топ–10 стран в мире с высоким уровнем потребления сигарет. Поэтому интерес Игоря Кесаева к этому рынку вполне понятен. При этом сдавать позиции на российском рынке, где объем потребления сигарет последние 10 лет остается неизменным, бизнесмен, по всей видимости, также не намерен.
В 2011 г. в России было произведено 402 млрд сигарет.