Кратко схематехнику закупочного факторинга НФК описывают в пять этапов. Сначала поставщики отгружают заказчику товар, затем они передают фактору реестр поставок, далее заказчик подтверждает действительность поставок, после чего поставщики получают финансирование, а заказчик по истечении отсрочки совершает выплаты на счет фактора.

По словам Сергея Васильева, директора Санкт-Петербургского представительства НФК, закупочный факторинг – это решение для крупных покупателей, которое позволяет выстроить или оптимизировать систему закупок. О том, как «работает» продукт, эксперт рассматривает на примере одной кондитерской фабрики.

«Чтобы изготовить конечный продукт, ей необходимы сырье и упаковка, которые она закупает у разных поставщиков, — рассказывает Сергей Васильев. — Большинство поставщиков хотят получить оплату по факту, за что нередко предоставляют клиентам хорошие скидки. Фабрика, в свою очередь, хочет получить отсрочку платежа, но и переплачивать за коммерческий кредит тоже не желает.

Тогда она использует закупочный факторинг, по условиям которого ее поставщики сразу получают денежные средства за товар, когда фактор выплачивает им всю сумму вместо непосредственного покупателя — фабрики, а покупатель получает желанную отсрочку и уже по ее истечении платит на счет факторинговой компании».

Если учесть, что комиссия по закупочному факторингу в среднем до 2% от суммы поставки, а скидка поставщика, например, – 7%, то минимальная выгода покупателя составляет 5%.

«В настоящее время мы работаем с несколькими поставщиками с использованием схемы закупочного факторинга, — рассказывает Ольга Гладий, финансовый директор ОАО «Дека». — Они сами изначально были заинтересованы в такой схеме работы».

По словам спикера, по истечении нескольких дней поставщики получают 100 % от суммы поставки. При этом у них не возникает дебиторской задолженности, а получение финансирования по договору факторинга не считается кредиторской задолженностью, что не сужает возможностей для привлечения заемных средств.

«Благодаря факторингу, оптимизируются финансовые показатели предприятия: повышается ликвидность, растет выручка, снижается себестоимость продукции, — говорит Ольга Гладий. — Кроме того, улучшается структура баланса, поскольку дебиторская задолженность снижается без увеличения кредиторской. Очевидное преимущество факторинга перед кредитом также состоит в том, что обеспечением по нему служит дебиторская задолженность, соответственно, такое финансирование не требует ни поиска, ни оформления имущества в залог. При этом факторинг позволяет в текущем режиме управлять задолженностью, что дает возможность оптимизировать затраты по обслуживанию факторинговых операций».
Использование факторинга наиболее удобно компаниям, которые стремятся увеличить объемы продаж и планируют повысить свое конкурентное преимущество за счет предоставления больших по сроку отсрочек платежа.

Например, для сети магазинов подарков «Коралл» последний довод является практически основным. «Мы работаем по факторингу с несколькими компаниями по следующей схеме, — рассказывает Владимир Слепов, — поставщики отгружают нам товар, они же сообщают банку о факте отгрузки, банк им перечисляет процент от суммы отгрузки, спустя некоторое время мы расплачиваемся с банком, и он перечисляет поставщику оставшуюся сумму за минусом процента».

Впервые с факторингом в прошлом году начали работать и в ГК Danone-Юнимилк. По словам Марины Балабановой, директора по связи с общественностью и государственными органами Danone-Юнимилк, фактор смог обеспечить компании электронный документооборот при работе в системе.

«В ближайшее время мы планируем заключить договор с еще одной банковской структурой. Наши партнеры с воодушевлением встретили идею использования этой системы для проведения платежей, — комментирует спикер. — Желающих подключиться к проекту все больше. Факторинг позволяет поставщикам увеличить количество свободных денежных средств, которые они могут инвестировать в развитие своего производства, в снижение издержек и повышение качества реализуемого ими молока».

Помимо этого, для поставщиков снижается процентная ставка за использование денежных средств, так как гарантом платежа выступает ГК Danone-Юнимилк. «Фактор снижает ее до 9%, в противном случае она была бы почти в два раза больше – 14-15%», — говорит Марина Балабанова.

DIY-сеть «Стройдепо» также успешно работает по факторингу с рядом компаний и сейчас планирует вывести это взаимодействие на новый уровень. «Наша задача – дать своим поставщикам возможность выбрать оптимальные условия среди предложений нескольких банков, — говорит Всеволод Куделин, коммерческий директор «Стройдепо». — Наша компания в этом случае выступает как равноправный участник факторинговой схемы — мы проводим переговоры с банками и являемся гарантом выполнения обязательств поставщика для банка. Для тех, кто еще не использовал факторинг, наличие банка-партнера у сети, дает простую возможность попробовать, оформив документы по упрощенной схеме».

Некоторые компании не имеют опыта пользования именно закупочным факторингом, но в целом с процессом сталкивались. Так, ГК «Обувь России» до кризиса 2008 г. использовался инструмент факторинга для развития оптового направления, когда компания является поставщиком товара.

«Для наших оптовых покупателей плюс был в том, что они получали отсрочку платежа до 120 дней, — рассказывает Оксана Кулагина, начальник отдела привлечения ресурсов «Обуви России». — Это позволяло им увеличивать объем закупок, а нам, в свою очередь, объем оптовых продаж. Для нас также плюсом являлось то, что мы сразу получали оплату от банка за поставляемый нами товар».

Закупочный факторинг для финансирования сделок с поставщиками «Обувь России» не использует по нескольким причинам. Основная — банки, с которыми сотрудничает ритейлер, предоставляют бланковые (беззалоговые) кредиты такому крупному заемщику с положительной кредитной историей, как «Обувь России». Кредитование используется компанией как инструмент финансирования закупок.

«Во-первых, для нас это удобнее с точки зрения временных и трудовых затрат, так как технически факторинг более сложный инструмент и требует больше бумажной волокиты, — говорит Оксана Кулагина. — Во-вторых, факторинг — более дорогой инструмент. Кроме того, многие наши поставщики с нами уже давно работают, и мы каждый год увеличиваем объемы размещаемых на фабриках заказов, поскольку расширяется наша сеть. Это позволяет нам получать более выгодные условия по поставкам, в том числе и отсрочку платежей от наших партнеров, которые предоставляют на товарные кредиты».

Компании Baon-Desam, развивающей одноименные одежные сети, также удобнее работать не с факторингом, а с кредитами.

«В России, в частности при отгрузке товара нашим франчайзи, не выгодно обращаться к факторам — у них процент выше, чем по банальному кредиту, — комментирует Илья Ярошенко, генеральный директор компании. — Кроме того, это требует долгих сборов и подготовки огромной кучи правильно заполненных бумаг — если не так укажешь код или сертификат, придется платить за простой на таможне. Но коллекция-то нужна здесь и сейчас…Поэтому нам проще пользоваться оборотным кредитом».

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments