Крупнейший продовольственный ритейлер X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") добивается от своих поставщиков снижения отпускных цен примерно на 10%. Причина — в укреплении рубля. Некоторые контрагенты сети считают, что ритейлер пытается снизить закупочные цены ради увеличения собственной маржи.
X5 Retail Group просит своих поставщиков снизить закупочные цены на 10%, говорится в письме компании, отправленном 16 февраля партнерам (копия есть у "Коммерсанта"). Его получение подтвердили несколько производителей продовольствия. "За последнее время курс доллара снизился с 66 руб. до 59,5 руб. (10%), а курс евро — с 72 руб. до 63,5 руб. (12%)",— объясняет свою просьбу X5. Уменьшить отпускную стоимость своей продукции контрагентам необходимо до 15 марта, говорится в документе. Компания оставляет за собой право пересмотреть условия сотрудничества с теми, кто не ответит на письмо Х5.
В течение последних двух лет ритейлер шел навстречу своим партнерам и принимал повышение отпускных цен практически от всех поставщиков, которые обосновывали изменение оптовой стоимости ростом курса доллара, напоминает представитель X5. Активнее всего продукты дорожали в 2014-2015 годах. За 2014 год доллар укрепился к рублю на 70%, а евро — на 53%. Продовольствие за тот период подорожало почти на 15,5%, непродовольственные товары — на 8%, свидетельствует Росстат. В 2015 году по сравнению с 2014 годом продукты дорожали чуть менее активно (14%), цены на непродовольственные товары, наоборот, ускорили рост до 13,65%. В 2016 году подорожание замедлилось до 4,6% и 6,5% соответственно.
"В нынешней ситуации компания ожидает, что укрепление рубля по той же логике приведет к обратной динамике цен",— говорят в Х5. Часть поставщиков уже позитивно отреагировали на предложение Х5 снизить закупочные цены, ответы от другой части еще не поступили, подчеркивают в компании. "С поставщиками, которые обоснованно подтверждают отсутствие зависимости собственного ценообразования от валютных курсов, компания продолжает сотрудничество на согласованных ранее условиях",— сообщил ритейлер.
Так, укрепление рубля в меньшей степени коснется цен на молочную продукцию, говорит представитель "Союзмолока" Мария Жебит. "Укрепление рубля отражается на себестоимости не сиюминутно, а в среднесрочной перспективе",— поясняет она. Кроме того, снижение стоимости валюты не отразится даже на ценах на импортную продукцию, так как основной импортер — Белоруссия, говорит госпожа Жебит. Региональный вице-президент по корпоративным отношениям в СНГ Danone Марина Балабанова отмечает, что у компании на 100% локализовано производство внутри страны, поэтому стоимость ее продукции в меньшей степени зависит от колебания курса валют.
Член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин считает, что просьба Х5 оправдана для импортеров, ранее повышавших цены. Президент виноторговой компании Simple Максим Каширин подчеркивает, что, например, у алкоголя большой срок оборачиваемости — для некоторых товаров полгода. "Поэтому компания только с апреля намерена переходить на новые цены",— говорит он. Другой вопрос, продолжает господин Каширин, повлечет ли снижение цен поставщиками изменение стоимости товара на полке. Один из крупных производителей уверен, что ритейлер просит о снижении цен ради увеличения собственной маржи. "Мы уже опускали цену на один из своих продуктов не в рамках какой-либо промоакции, но ни одна розничная сеть не транслировала это потребителю",— объясняет собеседник "Коммерсанта". Если уменьшение отпускных цен не видно покупателю, то производителю совсем невыгодно продавать товар ритейлеру дешевле. На протяжении последних лет из-за снижения покупательной способности производители искали возможности для того, чтобы предложить оптимальную цену для потребителей, как правило, через предоставление прямых скидок на товар, отмечает директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков.
Представитель Х5 заявляет, что целью переговорной компании является поддержка покупателя. Например, по данным ритейлера, средняя стоимость продовольственного набора в его сети "Пятерочка" в январе была на 5% ниже, чем в среднем по России, и на 17% ниже, чем в Москве.
От других ритейлеров опрошенные "Коммерсантом" поставщики пока не получали предложения снизить закупочные цены, сами сети по существу не ответили на вопрос о подготовке или отправке соответствующих писем своим контрагентам.