Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ". В прошедшей первое чтение версии нет нормы о регулировании государством торговых наценок, сроки оплаты поставленной продукции составят до 75 дней, а порог доминирования торговых сетей ограничен 25% в одном муниципальном образовании. С тем, что даже в таком виде законопроект лучше, чем ничего, в пятницу согласились 408 депутатов. Альтернативный депутатский проект был снят с рассмотрения по просьбе самих авторов.
Представление проекта, разработка которого растянулась на пять лет, досталось статс-секретарю, заместителю главы Минпромторга Станиславу Наумову. По его словам, налоговые поступления в бюджет от торговли за первое полугодие текущего года составили свыше 316 млрд руб., в последнее время на рынке наблюдается изменение структуры потребления — растет доля продовольственных товаров, а участники торговли регулярно сталкиваются с дефицитом торговых площадей, по части которых РФ уступает не только развитым странам, но и Турции. Правительственный проект, по словам докладчика, должен обеспечить соблюдение интересов всех сторон торгового сегмента, в том числе и обеспечить поддержку малому бизнесу — не менее 50% торговых площадей на нестационарных торговых объектах предназначено для малых и средних предпринимателей.
Появление согласованного правительственного законопроекта, в который вошли и некоторые предложения депутатов, стало результатом компромисса между ритейлерами и агропроизводителями на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова 7 июля после визита премьера Владимира Путина в супермаркет. В проекте нет нормы о том, что государство будет регулировать величину торговых наценок, и есть уточнение сроков оплаты поставленной в торговые сети продукции — от 10 дней за скоропортящиеся товары до 75 дней за алкоголь, табак и консервы. В последний момент в документ была внесена поправка, подрывающая все достигнутые договоренности производителей и продавцов — в соответствии со ст. 16 торговым сетям, оборот которых выше 1 млрд руб. и доля которых превышает 25% в границах городского округа или муниципального района, а также Москвы и Петербурга, запрещается приобретать и вводить в эксплуатацию новые торговые площади. Эту норму предлагала ФАС, она присутствовала в альтернативном депутатском законопроекте, но до сих пор считалась слишком радикальной для правительственного.
Один из авторов альтернативного депутатского проекта закона о торговле Ирина Яровая в начале своего выступления попеняла на бездействие министерств в течение последних двух лет в работе над торговым законодательством, заявила о недопустимости изменения цен в магазинах "с космической скоростью" и напомнила о визите премьера в торговую сеть. Затем госпожа Яровая признала: в данный момент правительственный законопроект направлен на создание равных экономических условий для участников рынка и депутаты, разработавшие альтернативный проект (как и предполагал "Ъ" 11 сентября), готовы снять его с процедуры рассмотрения.
При этом, по словам одного из авторов альтернативного проекта — единоросса Валентина Денисова, правительственный вариант "имеет припудренный характер" и необходимо создать рабочую группу для доработки его ко второму чтению. По словам Ирины Яровой, должен быть учтен ряд моментов — у правительства все же должно появиться право на ограничение наценок на определенные виды товаров, следует уточнить право перехода собственности на товары от сельхозпроизводителя к сетям при появлении разногласий в случае кражи или порчи товара, а отечественные производители должны получить беспрепятственный выход на ярмарки выходного дня.
В ходе обсуждения выяснилось, что к правительственному проекту у депутатов есть масса замечаний. За ограничение "хотя бы верхнего предела" торговой наценки высказался Николай Рябов (КПРФ). Вера Лекарева ("Справедливая Россия") усомнилась в полезности порога доминирования в 25% для борьбы с монополизацией. По словам коммуниста Владимира Кашина, проект не учитывает интересы сельхозпроизводителей: "Сегодня в батоне хлеба только 8% — это оплата труда крестьян", в то время как на западных рынках — не менее 50%, сообщил он. Михаил Емельянов (фракция "Справедливая Россия") заметил, что установленные сроки в законе по оплате поставок до 75 дней — это лучше, чем нынешние 90 дней, однако в проекте указаны банковские дни: "получается, что треть года поставщик не получает деньги за поставленную продукцию". По мнению же представителя ЛДПР Сергея Иванова, любой предприниматель найдет с десяток способов обхода этого закона, а сам текст некачественный и проблемы в сегменте не решает.
Впрочем, по словам представителя Совета федерации Геннадия Горбунова, СФ и 14 отраслевых союзов поддерживают этот проект и "лучше кукушка в руках, чем журавль в небе". В итоге, за принятие проекта в первом чтении проголосовали 408 депутатов.