Инициативы депутатов Госдумы 2012 года заметно отразятся на работе российских компаний в 2013-м. "Секрет фирмы" проанализировал самые значительные и неожиданные изменения, ожидающие игроков табачной, текстильной и алкогольной отраслей.
Слабая надежда
Сочи, 2014 год. Олимпийская деревня, снег, десятки тысяч иностранных туристов. И у каждого — стакан с медовухой, сбитнем или сидром.
Такую слегка утопичную картину в марте этого года нарисовали коллегам "по цеху" депутаты Госдумы Виктор Звагельский и Виктор Климов. В преддверии Олимпиады они неожиданно предложили превратить натуральные слабоалкогольные напитки в "своеобразную визитную карточку, некую "изюминку", подчеркивающую самобытность" России. И в конце октября 2012 года Госдума одобрила в первом чтении поправки к закону о госрегулировании алкоголя, освобождающие производителей указанных напитков от лицензирования.
Правда, освобождать к тому времени было уже некого. Сама же Дума практически убила российских медоваров, обязав их предыдущей версией закона, действующей с 1 июля 2012-го, получать те самые лицензии.
Производством медовухи, сбитня и других натуральных слабоалкогольных напитков традиционно занимались небольшие предприятия Суздаля, Коломны и прочих туристических центров. Пик спроса пришелся на 2011 год: по данным аналитического агентства ЦИФФРА, в прошлом году медовары и сидроделы выпустили 600-650 тыс. дал. Это совсем немного, в 2 тыс. раз меньше пивного рынка. С другой стороны, ежегодно объем производства натуральных слабоалкогольных напитков рос на 30-40%. До июля 2012 года в России, по данным "Опоры России", было около 30 производителей сидра и медовухи. Получить лицензию не удалось ни одному из них. По мнению экспертов из "Опоры России", большая часть игроков ушла в изготовление либо безалкогольных напитков, либо пива (например, как компания "Медоварус").
Теперь с подачи Госдумы мертвый рынок оживает, причем производителей на нем может прибавиться. По мнению владельца экофермы "Коновалово" и руководителя объединения "Экокластер" Александра Коновалова, последняя законодательная инициатива может вызвать новую волну интереса со стороны мелких отечественных сельхозпроизводителей, у которых появится повод "расширять площади угодий под сады и пасеки" и, как следствие, разнообразить свой продуктовый ассортимент. Более того, эксперты из Института медоварения подсчитали, что исходя из потенциального спроса к 2020 году ежегодный объем производства натуральных слабоалкогольных напитков вполне может вырасти в 30 раз, а то и больше. Так что даже без грез об Олимпиаде медоварам есть чем заняться в ближайшие годы.
Триллион табака
Артем Фаризов вместе с семьей переехал в Москву из Орска почти десять лет назад. Дочке тогда не исполнилось и года, жена не работала. В кармане у Фаризова были диплом ПТУ и "пара десятков тысяч рублей". Вместе со знакомым новоиспеченный житель столицы открыл продуктовый ларек в Бибирево. Бизнес не просуществовал и полугода: "обстановка в районе не располагала", вспоминает Фаризов. Однако предприниматель не бросил свое начинание — сейчас он владеет двумя ларьками на севере Москвы.
Ежемесячный доход Фаризова — "несколько сотен тысяч рублей". Но уже в 2013 году ему, вероятно, придется искать новый источник доходов: грядущие законодательные инициативы поставят под вопрос существование бизнеса Фаризова и еще десятков тысяч его коллег по ларечному цеху по всей стране. В результате на розничном рынке, как показывают расчеты агентства "Infoline-аналитика", уже в 2013 году может "высвободиться" 1,1 трлн руб., из которых более половины придется на сигареты и пиво. Кто выиграет в борьбе за эти деньги?
В следующем году в России может быть принят на редкость суровый антитабачный закон — "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". По этому закону, в частности, предполагается запретить продажу табачной продукции в нестационарных торговых точках и магазинах площадью менее 50 кв. м. А уже с 1 января 2013 года в силу вступает законодательное вето на продажу в ларьках пива крепостью менее 5%. Учитывая, что пиво и сигареты сейчас приносят мелкоформатной рознице 50-80% продаж, зарабатывать киоскам, похоже, будет просто не на чем. Представители Минэкономразвития в июне этого года предсказывали, что только из-за ужесточения правил торговли сигаретами могут закрыться 175 тыс. розничных точек.
Впрочем, если будут пострадавшие от закона, то должны быть и победители.
В октябре этого года мелкие торговцы написали президенту страны Владимиру Путину письмо о том, что изложенные в антитабачном законе меры погубят их бизнес. Подписались под этой петицией более 160 тыс. владельцев и сотрудников мелкой розницы. Малый бизнес уверен: заградительные меры пролоббировал крупный ритейл.
1,1 трлн руб., которые, по расчетам "Infoline-аналитики", высвободятся после ухода с розничного рынка мелкого ритейла,— это две выручки крупнейшего российского сетевого продавца X5 Retail Group за 2011 год. Более того, "Infoline-аналитика" пророчит солидный рост доли топ-10 крупнейших FMCG-продавцов на розничном рынке: с 16,3% по итогам 2011-го до 23-24% к 2014 году. Но сетевики не спешат праздновать победу. Так, представители сразу четырех крупных ритейлеров сообщили корреспонденту СФ, что не занимались расчетами потенциального роста, потому как пока не видят причин для радости.
Действительно, освоить табачно-алкогольный триллион им будет не так просто. Закон предусматривает запрет на "выкладку и демонстрацию табачной продукции". Нововведение повлечет за собой расходы на переоборудование прикассовых зон.
Еще больше удручают продавцов утвержденные Минздравом ставки акцизов на табачную продукцию (плюс 43% на следующий год, столько же на 2014-й и 20% на 2015 год), которые повлекут серьезный рост цен. По прогнозу аналитиков ITIC и Oxford Economics, динамика удорожания сигарет, непропорциональная росту доходов населения, повлечет за собой всплеск теневой торговли. Если сейчас доля "серой" продукции в России едва превышает 1% рынка, то уже через пять лет данный показатель может вырасти до 35%. Например, из-за резкого повышения акцизов на табачную продукцию в Мексике за два года доля серого рынка выросла с 2% до 17%. За это время в Мексике появилось более 100 нелегальных марок сигарет, оборот которых составляет уже более $800 млн. В России рост теневого сегмента произойдет в первую очередь за счет вала нелегального импорта продукции из стран-коллег России по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстана, где сигареты сейчас на 30-45% дешевле.
Кроме того, массовое закрытие мелкорозничных точек может повлечь за собой стремительное развитие неконтролируемой уличной торговли, считает директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александр Лютый. Его мнение разделяют и эксперты Высшей школы экономики, прогнозируя развитие бизнеса "стрит-вендоров" (бабушки с лотками и другие неорганизованные торговцы).
Впрочем, до сих пор ограничения на алкогольном и табачном рынках не приводили к падению продаж. Так, по данным Росстата, действующий с середины прошлого года запрет на торговлю крепким пивом в ларьках и по ночам в магазинах, а также повышение акциза на 33% и рост цен пока не сказались на покупательских привычках: по итогам первого полугодия 2012 года потребление пива в России осталось на том же уровне, что и до повышения акцизов.
Крупнейший российский дистрибутор табачной продукции "Мегаполис", по информации газеты "Ведомости", открыл несколько магазинов-"пилотов" площадью более 50 кв. м в российских регионах. Помимо табачной продукции ассортимент точек "Мегаполиса" включает пиво, чай, кофе, снеки, презервативы — в общем, классический набор ларечных витрин.
Впрочем торопиться с построением розничного бизнеса "Мегаполису" не стоит. В октябре этого года депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму еще один законопроект, связанный с алкоголем и табаком, предложив собственный сценарий перераспределения денежных потоков на ближайшие годы. По задумке депутатов, продавать табачную и алкогольную продукцию можно будет исключительно в специализированных офлайн-магазинах. Причем, продажа каких-либо других категорий товаров в этой табачно-алкогольной рознице должна быть запрещена.
Поскольку четкие требования к специализированной рознице не указаны, участвовать в гонке за миллиардные обороты от продаж табачно-алкогольной продукции смогут многие. С одной стороны, сетевые продавцы, по словам управляющего партнера компании Management Development Group Дмитрия Потапенко, просто переоборудуют свои магазины, создав эдакие shop-in-shop с отдельным входом. С другой стороны, магазины формата "у дома", по мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, попросту "выкинут продукты и начнут торговать только табаком и алкоголем". Правда, при таком раскладе значительную долю оборота магазины будут получать в первую очередь за счет торговли из-под прилавка (с 22:00 и до 8:00 продажа алкоголя запрещена), которая позволит им окупить специализированную точку.
"Если бы вы спросили меня год назад, готов ли я открыть офлайн-магазин, я бы ответил категорическим "нет",— рассказывает корреспонденту СФ владелец крупного интернет-магазина, специализирующегося на продаже табачной продукции (сигары, курительный табак и т. д.).— Сейчас мой ответ будет такой: очень даже неплохая идея!" Этот предприниматель, как и Артем Фаризов, уже морально готов к тому, что в следующем году его нынешнему бизнесу придет конец. Онлайн-магазин собеседника СФ сейчас ежемесячно приносит ему около 200-300 тыс. руб. прибыли, так что денег на аренду и обустройство офлайн-точки предпринимателю хватит, да и с поиском сотрудников проблем возникнуть не должно — "благодаря" разорению ларечной розницы.
Снова в школу
Осенью этого года в поселке Кара-Тюбе Ставропольского края разгорелся скандал, который может принести российской швейной промышленности несколько десятков миллиардов рублей. Директор сельской школы запретила ученицам носить хиджабы на уроках. Родители пожаловались в прокуратуру, в муфтият и подали претензию в районный суд. Локальная история приобрела национальные масштабы. В середине октября в конфликт вмешался президент РФ Владимир Путин, высказавшись за введение единой формы одежды в школах "на региональном или даже на муниципальном уровне".
Член Союза художников Москвы Татьяна Федорова, выступая весной этого года в Мосгордуме, посчитала, что введение единой школьной формы в столице может разом принести швейному рынку 2,3 млрд руб. при учете 770 тыс. московских школьников и средней цены формы 3 тыс. руб. Всего в России около 53 тыс. школ, в которых учатся примерно 13,5 млн детей. Таким образом, введение обязательной школьной формы в России позволит швейным производителям побороться за сегмент 40 млрд руб.— это почти 23% объема производства всей российской текстильной промышленности по итогам 2011 года.
Обязательную форму для учеников в российских школах отменили в начале 1990-х — общеобразовательным учреждениям позволили самостоятельно принимать решение, вводить форму или нет. Депутаты и чиновники время от времени предлагали вернуть "обязаловку". В этом году за дело активно взялся Минпромторг, по мнению которого, введение школьной униформы позволит "поддержать швейную промышленность в рамках присоединения к ВТО".
После ставропольской истории к лоббистским усилиям Минпромторга подключилось и Минобразования. А 25 октября депутаты ЛДПР внесли в Госдуму соответствующие поправки к проекту закона "Об образовании в РФ". Сейчас выпуском школьной формы, по данным консалтинговой компании Esper Group, занимаются около 40 производителей
(ТД "Смена", ГК "Полишинель" и т. д.). Однако в России найдутся сотни компаний, которые способны подключиться к освоению этой ниши.
При этом, по информации аналитика Esper Group Дарьи Ядерной, сегмент школьной формы в последние несколько лет растет примерно на 16% в год, в то время как другие секторы рынка готовой одежды прибавляют в лучшем случае по 7%. Впрочем, по мнению Ядерной, законодательные инициативы могут подоспеть вовремя: швейные компании уже заговорили о потолке роста отрасли.