Спад продаж в кризис сильнее всех ощутили розничные сети по продажи одежды и обуви. Объем реализации товаров в этих отраслях снизился на 33 % и 27% соответственно. Меньше всего пострадали продавцы продуктов питания — падение составило 9%. Такие выводы делают эксперты объединения «Росинформресурс» в результате исследования «Влияние экономического кризиса на деятельность субъектов торговли ЦФО», проведенном в марте-апреле 2009 г. Исследование проводилось в продуктовом сегменте, сегментах одежды, обуви, бытовой техники и электроники, а также косметики и бытовой химии.
Согласно результатам, наименьшим образом кризис повлиял на реализацию продуктов питания. Эксперты отметили общий 9%-ый рост цен. На 8-15% подорожала рыба и рыбопродукты, мясо и мясопродукты, а также овощи. Наиболее значительным оказался рост цен на чай и кофе. В отдельных регионах он достигал 35%.
Вслед за изменением структуры потребления изменился и ассортимент предлагаемых товаров. По данным исследования, ритейлеры сократили ассортимент мяса и мясопродуктов в среднем на 13%, рыбы и рыбопродуктов – на 11%, молока и молочных продуктов – на 11%, натурального чая и кофе – на 9% и 8% соответственно. Несмотря на приближение лета, на 6% «похудел» ассортимент овощей и фруктов.
«В связи с достаточно сильным сокращением ассортимента в некоторых торговых точках руководство вынуждено было осуществить перепланировку, убрать некоторые полки и стеллажи. Либо заполнить эти стенды более выгодными, с точки зрения продажи, товарами»,- говорится в исследовании «Росинформресурса».
Рынок бытовой техники и электроники переживает более внушительное — 20%-50% снижении потребительского спроса по сравнению с докризисным периодом. Объемы реализации в розничных сетях в Центральном федеральном округе уменьшились на 19%с января 2009 г. , объёмы поставок – на 15%.
Больше всех пострадали продажи Hi-Fi-электроники: объем продаж снизился на треть. На 20-23% уменьшились продажи плазменных и ЖК телевизоров, компьютеров и комплектующих, домашних кинотеатров, смартфонов, а также мелкой бытовой техники. Цены на все категории бытовой техники и электроники, в отличии от спроса, продолжают рост. В среднем в Центральной России они выросли 12%.
В fashion ритейле аналогичная ситуация. Представители одежных сетей, опрошенные «Росинформресурсом», оценили падение потребительского спроса на уровне 20-30%. Более ощутимым оказалось падение для бутиков. Аналитики объединения связывают эту тенденцию со снижением покупательной способности населения и его переориентацией на одежду более низкой ценовой категории.
«С января 2009 г. цены на новые импортные поступления в исследованных торговых точках выросли более чем на 30%, а цены на одежду российских производителей остались практически без изменений. Объем реализации упал на 27%, объем поставок – на 19%, — сказано в исследовании. Сильнее всего снизились продажи меховых (40%), женской и мужской деловой одежды (33% и 30% соответственно), домашней одежды и кожаных изделий (28%)».
Продажи обувной продукции с начала года сократились почти на треть, а поставки – на 21%. По сравнению с докризисным периодом ритейлеры сократили закупки на 70% и подняли цены на 10%. Стабильно и постоянно россияне покупают только детскую обувь — на 36% снизились продажи женской модельной обуви, на 37-38% — сезонной.
Падение спроса на рынке косметической и гигиенической продукции по сравнению с докризисным периодом оказалось незначительным и составило 10-15%.
Магазины элитной косметики и парфюмерии кризис затронул в большей степени – снижение составило 15-30%. С начала 2009 г. продажи в Центральном федеральном округе упали на 15%, поставки – на 5%. Рост цен превысил 17%. Максимальный рост цен показала парфюмерия — 22%.
На рынке бытовой химии потребительский спрос упал не более чем на 20%. Практически одинаково выросли цены (12%) и сократились объемы продаж (13%). По данным «Росинформресурса», кризис почти не отразился на продажах стиральных порошков (на 7% в среднем по ЦФО), средств для туалетов (на 8%) и средств для мытья посуды (на 10%). Как отмечают аналитики, на 13% снижаются объёмы поставок при сохранении ассортимента.
Текущие статьи расходов бюджета, в которых респонденты уже произвели ограничения в условиях финансового кризиса или собираются сделать это в будущем, в % от общего числа опрошенных
Несмотря на значительное снижение объёмов продаж, цены продолжают расти на все категории товаров. В среднем в Центральном федеральном округе цены выросли на 12%.
Для удержания покупателей и увеличения величины среднего чека ритейлеры вынуждены менять ассортимент. Каждый второй представитель отрасли рассказал «Росинформресурсу» про изменения в ассортиментной линейке. Среди продавцов продуктов питания этот процент намного выше — 75%.
Торговым сетям по продаже бытовой техники и электроники пришлось не только изменить, но и сократить ассортимент на 20%, сокращение в одежных сетях составило 18%, в обувных — 16%.
Оценка изменения ассортимента продуктов питания с точки зрения уменьшения или увеличения, в % от общего числа опрошенных
Около половины опрошенных ритейлеров предпринимают антикризисные меры: проводят сезонные распродажи и сокращают объемы закупки товаров.
Однако представители каждой отрасли предпринимают свои собственные меры по оптимизации бизнеса: около трети продуктовых магазинов меняют целевой рынок сбыта, 43% магазинов бытовой техники и электроники и 63% магазинов косметики и предметов гигиены изменяют ассортиментные линейки, 30% обувных магазинов сокращают частоту закупок новых партий продукции и занимаются оптимизацией штата сотрудников, половина точек по продаже бытовой химии повышают цены на продаваемый товар.
Наиболее эффективными антикризисными мерами, с точки зрения ритейлеров, стали изменение должностных обязанностей сотрудников, перераспределение ответственности, сокращение дополнительных прямых затрат (транспорт, упаковка, этикетирование) и сокращение штата.
Мнение респондентов о продолжительности мирового финансового кризиса, в % от общего числа опрошенных.