Возможная потеря семи московских магазинов (см. вчерашний «Бизнес») может окончательно поставить крест на планах сети достичь до конца года оборота в $1 млрд. 

Впрочем, первый зарубежный ритейлер в России начал сбавлять обороты еще раньше: последние годы оборот «Рамстора» рос вдвое медленнее конкурентов. Участники рынка объясняют кризис «Рамстора» недостаточным финансированием. 

«Рамстор», пришедший на российский рынок первым из иностранцев, переживает кризис. 

Сеть, в конце 1990-х по всем параметрам обогнавшая всех местных конкурентов, последние два года стала, напротив, серьезно отставать. Так, самый серьезный конкурент «Рамстора»— «Перекресток», начинавший 2003 год с таким же оборотом в $430 млн, сейчас по продажам обгоняет турецкую сеть в два раза (см. график). Второй основной конкурент «Рамстора», «Седьмой континент», развивался менее быстрыми темпами, однако по итогам 2005 года все равно опережает турецкую сеть по обороту почти в полтора раза. 

К тому же, надо учесть, что в отчетность «Рамстора» включаются средства, заработанные за счет сдачи в аренду помещений в своих торговых центрах. 

Финансовый директор «Перекрестка» Виталий Подольский предсказывал «Бизнесу», что «Рамстор» может вылететь из топ-10 российских ритейлеров уже по итогам 2005 года. 

Получается, даже конкуренты излишне оптимистичны: по данным последнего исследования розничного рынка ИК «Ренессанс-капитал», «Рамстор» уже по итогам 2006 года занял лишь 11 место в рейтинге крупнейших российских сетей. 

Причем обогнали «Рамстор» более молодые и куда менее известные компании, начавшие развиваться позже, например «Дикси», «Лента», «Виктория». Обгоняют «Рамстор» и пришедшие позже него иностранные ритейлеры — Metro и Auchan. 

Внезапная стагнация

До 2004 года темпы роста сети были по крайней мере не ниже, чем у конкурентов. Однако в последние два года ситуация резко изменилась. На фоне конкурентов, прибавлявших по 50–60% в год, продажи «Рамстора» в 2004 году выросли на 15%, а в 2005 — на 20%. 

Первые признаки кризиса в «Рамсторе» появились еще в 2003 году. Ранее проблем с развитием сети у компании не было, а в феврале 2003 года сеть столкнулась с серьезными трудностями при открытии первого гипермаркета в Петербурге: вместо мая того же года петербургский «Рамстор» открылся только спустя полтора года: в ноябре 2004го. В том же 2003 году «Рамстор» претендовал на покупку сетей «Продмак» и «Столицасевер», тогда выставленной на продажу. Однако переговоры закончились ничем, и в результате сети одну за другой приобрел более мелкий игрок — холдинг «Марта». Что любопытно, с тех пор «Рамстор» ни разу не упоминался в качестве претендента на какие-либо сетевые активы. 

Весь 2003 и 2004 год менеджеры «Рамстора» объявляли о намерении инвестировать в развитие значительные средства, и несмотря на это темпы роста были низки. 

Еще в октябре прошлого года заместитель гендиректора сети Озгюр Торт прогнозировал, что по итогам 2006 года оборот «Рамстора» должен достигнуть $1 млрд. Однако уже с начала года «Рамстор» потерпел две серьезных потери. Сначала сменившийся собственник ТЦ «Европарк» на Рублевке, где располагался, один из самых больших «Рамсторов» в Москве, намекнул о намерении сменить и якорного арендатора. 

А 6 марта стало известно, что «Седьмой континент» выкупил у собственников семь помещений, которые арендовал «Рамстор». Мало кто сомневается, что при первой возможности в этих помещениях откроется «Седьмой континент». В случае потери восьми крупных объектов из 52 шансы «Рамстора» на то, чтобы выдержать собственный прогноз, представляются малореальными. 

Причины кризиса

«Вообще непонятно, что с ними произошло: абсолютно внезапно и без видимых внешних причин сеть перестала развиваться»,— говорит гендиректор сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин. Замгендиректора сети «12 месяцев» (работает в схожем с «Рамстором» формате) Октам Аликулов видит причины кризиса «Рамстора» в двух факторах: недостаточном финансировании и слабом менеджменте. «Кажется, что им просто неинтересно работать. Вроде и магазины новые открываются, но ни по цифрам, ни по работе магазинов инвестиций не видно»,— считает Аликулов. Пресс-секретарь сети «Патэрсон» Надежда Сенюк также считает, что проблемы «Рамстора» могут объясняться вопросами менеджмента. «По крайней мере, очевидно, что строительство и сдача в аренду торговых центров у них получается гораздолучше, чем строительство сети супермаркетов»,— говорит Сенюк. «Действительно, у компании отсутствует четкое позиционирование — это и не дискаунтер, и не супермаркет, а нечто среднее, непонятное для потребителя, который предпочитает более прозрачные форматы»,— соглашается с ней аналитик ИК «Финам» Ольга Самарец. 

Владимир Садовин не отрицает, что у «Рамстора» могут быть проблемы с менеджментом, однако уверен, что причиной кризиса сети должны быть внешние проблемы. «По формату магазины вполне приличные. А разноплановость ни о чем не говорит: сейчас все российские ритейлеры открывают магазины в двух-трех разных форматах»,— говорит он. 

«Главной причиной проблем „Рамстора”, скорее всего, является излишний консерватизм головной компании, которая неохотно вкладывает деньги в развитие сети»,— соглашается аналитик UFG Алексей Кривошапко. А Виталий Подольский напоминает: в прошлом году неоднократно появлялась информация о том, что головная структура «Рамстора», Koc Holding, вела переговоры о продаже своих розничных активов, в том числе и с Wal-Mart. Впрочем, по мнению Подольского, вряд ли Koc Holding продаст все свои активы одному игроку: «Сейчас по отдельности они будут стоить дороже». В таком случае судьба российского подразделения компании будет зависеть от того, какое решение будет принято турецкими собственниками. Как бы то ни было, Алексей Кривошапко считает, что «Рамстор» не до конца потерял позиции. «Если они будут больше вкладывать в развитие сети, у них есть все шансы восстановить свои позиции»,— утверждает он. 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments