Торговые компании, которые торгуют продуктами с истекшим сроком годности или ненадлежащего качества, надо штрафовать на 700 тыс. рублей. Это в 12 раз (!) больше действующего штрафа. Недоброкачественную продукцию — конфисковывать. Штраф на чиновников, отвечающих за сферу торговли и услуг, тоже следует повысить – хотя бы в 6 раз, до 30 тысяч рублей. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях предлагают внести депутаты. Но, как выяснил московский собкор "БИЗНЕС Online", экспертное мнение идет вразрез с инициативой парламентариев.

Депутаты-эсэры Госдумы РФ Антон Беляков и Олег Михеев предложили кратно увеличить штрафы «за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил». Соответствующие поправки предлагается внести в КоАП.

В соответствии с действующей статьей 14.4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества, с нарушением санитарных правил или без сертификата или декларации соответствия наказывается штрафом. Для юридических лиц штраф составляет от 40000 до 50000 рублей. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф в 10 раз меньше, — до 5000 рублей. Для должностных лиц, контролирующих торговлю, тоже полагается штраф, но небольшой, – от 4000 до 5000 рублей.

«Этого явно недостаточно! Размер штрафов ничтожен и не выполняет роль сдерживающего фактора для продавцов, получающих сверхприбыли от продажи просроченных и опасных для жизни и здоровья товаров, в том числе продуктов питания или бытовой химии», — пояснил «БИЗНЕС Online» суть инициативы Олег Михеев.

А депутат Антон Беляков написал в своем блоге, что «на территории нашей страны появляются так называемые рынки просроченных товаров, что само по себе дико в цивилизованном обществе».

Депутаты произвели подсчеты, основанные на данных Роспотребнадзора. По ним получается, что около 50% реализуемых в нашей стране товаров не соответствует нормам безопасности и качества. «Ростест» предполагает, что таких товаров порядка 60-80%.

Рост объемов просроченной продукции на прилавках стал особенно заметен с 2009 года – на дне кризиса. Рост цен на продукты составил тогда в среднем 4,9%, а по отдельным группам товаров — до 22%. Рост курса доллара подстегнул цены на импорт. При этом доходы большей части населения снизились, продажи упали. Это спровоцировало недобросовестных ритейлеров устраивать распродажи продуктов питания с истекшим сроком годности.

С 1 января 2010 года вступила в силу поправка в закон «О торговле», направленная на снижение торговых наценок. В результате переклеивание этикеток и «перебивание» сроков годности на товаре стало в торговой сфере массовым явлениям, считают депутаты.

Масла в огонь подлило постановление правительства РФ № 982 от 1 декабря 2009 года «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Постановление разрешило с 15 февраля 2010 года производителям значительной части товаров, которые сейчас подлежат обязательной сертификации, всего лишь декларирование соответствия качества товаров. Производителям достаточно лишь заполнить декларацию подтверждения соответствия заявленному ими же качеству товара.

При этом перечень товаров, на которые теперь отменена обязательная сертификация, велик. В него попали практически все продукты питания, включая, кстати, и многие категории детского питания, алкогольная продукция, а также косметические товары, отчасти средства гигиены, промтовары. Со вступлением в силу этого документа доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, снизилась с 78% до 54%.

Но и это не все. Декларирование качества поставляемой продукции должно соответствовать нормам технических регламентов. Они должны заменить действующие с советских времен ГОСТы. Сейчас Госдумой принято только 4 из 30 необходимых регламентов качества продукции. Остальные – в разработке.

Бороться с протухшей и негодной продукцией депутаты предлагают путем ужесточения административного законодательства. Штрафы для юридического лица в должны вырасти до 700 тыс. рублей, а для должностных лиц — до 30 тыс. рублей. Кроме того, предлагается ввести обязательную конфискацию просроченных товаров. Российское законодательство предусматривает только возможность конфискации товара ненадлежащего качества, конфискация сейчас не является обязательной.

«Штраф на недобросовестных предпринимателей может накладываться как с конфискацией опасного товара, так и без. Это создает дополнительную угрозу того, что некачественный товар останется на рынке», — говорит Михеев.

Ужесточение наказания за продажу просроченных товаров и предоставления некачественных услуг депутаты обосновывают мировой практикой. Парламентарии выяснили, что в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. Схожие штрафы применяются в ОАЭ (25 тыс. евро) и в Турции. В отдельных случаях размер штрафов может доходить до сотен тысяч евро.

В Евросоюзе уже действует система добровольной сертификации товаров. Но там недобросовестные предприниматели, в случае обнаружения факта продажи недоброкачественной продукции, рискуют не просто подвергнуться значительному штрафу, но и потерять бизнес.

Но вот на опыт США лучше не ориентироваться, уверены депутаты. Там распространены дисконтные магазины, в которых продаются товары на грани срока годности. Депутаты выловили в сети Интернет статистику, достоверность которой не подтверждена: «По данным департамента здравоохранения штата Мичиган (Michigan Department of Health), отравления просроченными продуктами составляют: 76 миллионов в год, 6,3 миллиона в месяц, 1,4 миллиона в неделю, 208 тысяч в день, 8,6 тысяч в час, 144 отравления в минуту, 2 отравления в секунду».

В нашей стране подобная статистика даже не ведется.

Повышение штрафов до более ощутимого уровня, конечно, может дать результат — в случае должного администрирования, полагает аналитик потребительского рынка ТКБ Капитал Наталья Колупаева. Но оборотной стороной ужесточения норм КоАП может стать коррупционная составляющая — злоупотребления проверяющими органами.  Цивилизованный бизнес сам заинтересован в соблюдении стандартов качества товаров/услуг, для чего создаются ассоциации ритейлеров, формируются этические кодексы. Повышение уровня конкуренции также делает необходимым борьбу за лояльность покупателя, в том числе и за счет гарантий предоставления ему высокого качества товара или услуги, отмечает эксперт.

«Дополнительным решением проблемы продаж просроченной продукции в розничных сетях могло бы стать разрешение проводить списание товарных потерь на операционные издержки. Это позволит уменьшать налогооблагаемую базу, а значит бизнес будет заинтересован оперативно изымать негодный товар из оборота», — считает эксперт.

Депутат Михеев не уверен, что Госдума одобрит эту инициативу. «Профильный комитет рекомендовал наши поправки к принятию. Но их могут отклонить единороссы. А потом принять нечто похожее, но от своего имени», — говорит Михеев. Он сообщил, что таким способом думские единороссы перелицевали в прошлом созыве уже 10 выдвинутых им законодательных инициатив.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar