Предложение таможни повысить ввозные пошлины на высокотехнологичные товары — типичный самострел. Теперь только ленивый не будет упрекать чиновников ведомства в подрыве курса на модернизацию и стремлении к личной наживе за счет потерь средств федерального бюджета, бизнеса и населения.

Нашли миллиард

Федеральная таможенная служба предложила повысить до 10% импортные пошлины на высокотехнологичную продукцию. Проект направлен заинтересованным ведомствам, и, как пояснили "Деньгам" в Минэкономики, осенью, "возможно в сентябре-октябре", будет рассмотрен правительственной комиссией.

Среди 19 видов товаров, пошлины на которые предлагается поднять,— сотовые телефоны, навигаторы и устройства "принтер-сканер-копир" (действующая ставка 5%), базовые станции и другое оборудование для сотовой связи, компьютеры и периферия, кондиционеры, видеокамеры (сейчас 0%). Поднять пошлину предполагается также на некоторое промышленное оборудование (например, для фильтрования или очистки газов) и новые седельные тягачи экологического класса 4 и выше.

Таможенники объясняют, что доля товаров, ввоз которых облагается по ставке 5% или не облагается вовсе, постоянно растет. К 2010 году она достигла 46,6% в общем объеме импорта. "Значительный объем импорта таких товаров препятствует развитию производства данной продукции в России, а низкий уровень ставок ввозных таможенных пошлин влияет в том числе на объем поступлений в федеральный бюджет",— говорится в пояснительной записке ФТС (цитата по "Интерфаксу"). Повышение ставок при нынешних объемах ввоза даст бюджету дополнительно около $1,05 млрд руб., считает таможня.

В поисках отечественного производителя

Идея ФТС напомнила некоторым собеседникам "Денег" о том, как правительство стимулировало создание в России предприятий по промышленной сборке автомобилей. Только те меры не ограничивались повышением импортных пошлин. "Мировым автокомпаниям, развивающим сборку в России, предоставляются льготы, создается экосистема производителей узлов и компонентов. Увеличение ввозных пошлин на иномарки лишь один из аспектов",— отмечает Борис Вольпе, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса ОАО "Ситроникс", производителя микроэлектроники.

Сборщик компьютеров "К-Системс Ирбис" недавно обращался в Минэкономики с просьбой поднять пошлину на компьютеры, но в их предложениях речь шла только о трех позициях. "Мы подали заявку на три кода ТН ВЭД. Один четко относится к системным блокам компьютеров типа "десктоп", а два — к моноблокам, с тачскрином и без тачскрина. И это никоим образом не относится к ноутбукам или чему-то еще",— рассказал гендиректор компании Эдуард Воронецкий.

По его данным, таможенная стоимость компьютера — $371, тогда как средняя цена в рознице — 19 тыс. руб. Расчеты, которые "К-Системс Ирбис" представил в МЭР, показывают, что введение пошлины на готовые изделия даст бюджету 600-700 млн руб. в год. Воронецкий убежден, дополнительной нагрузки на потребителя это не создаст: иностранные производители "не смогут поднять свою отпускную цену, потому что они ориентируются на нас, а у нас нет предпосылок ее повышать". Им останется либо уменьшать свою прибыль, либо размещать производство в России, полагает предприниматель.

Однако с большей частью товаров, заслуживших внимание ФТС, этот номер не пройдет. "Ни видеокамеры, ни мобильные телефоны, ни навигаторы в России не производятся и производиться, насколько нам известно, в ближайшее время не будут,— утверждает представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.— Большинство мировых производителей, которые работают в России, являются нашими членами. Мы не знаем таких инвестиционных планов, и мы не видим предпосылок для появления в России такого производства". Предположение, что повышение пошлин стимулирует высокотехнологичное производство, он назвал "совершенно необоснованным". По словам Гуськова, если уж говорить о стимулах, то надо "снижать до нуля ставки на всю компонентную базу для производства электроники" — необходимые комплектующие в нашей стране тоже не производят.

Между тем Воронецкий из "К-Системс Ирбис" в беседе с "Деньгами" заметил, что на понижение ввозных пошлин на компьютерные комплектующие подавалось много заявок, но принять такое решение мешает "мощное лобби оборонщиков, которые делают какие-то свои детали", подпадающие под те же коды ТН ВЭД. "Поэтому мы не стали ввязываться в эпопею с понижением пошлин, а подали заявку на то, на что мы имеем право,— на повышение пошлин на готовые изделия: компьютеры и моноблоки",— разъяснил он.

Стимулирование высокотехнологичного производства требует комплексного подхода. А без "разумного регулирования рынка с учетом мировых цен на компоненты и готовую продукцию" повышение пошлин "приведет лишь к тому, что продукция на полках магазинов тривиально подорожает", прогнозирует Вольпе.

Контрабанда, которую мы потеряли

"Импортная пошлина — это защитная мера. Это защита внутреннего производства. Но когда этого производства нет, повышение пошлины — не защитная мера, а фискальная. Государство увеличивает свою долю в цене товара",— рассуждает Гуськов. Причем, по его мнению, обещанной прибавки в федеральный бюджет таможня может и не получить — если повышение пошлин подтолкнет рост контрабанды и "серого" импорта, доходы только упадут.

Логика здесь простая: чем большие платежи должен совершить импортер на границе, тем больше искушение сократить эти издержки. Если его расходы (импортная пошлина, НДС, оформление) серьезно превышают размер "коррупционного налога", ему выгоднее заплатить этот налог. Легально работающие импортеры будут вынуждены поднимать цены — и контрабандистам, у которых нет таких издержек, наступит настоящее раздолье. Для них мобильные телефоны и видеокамеры — товар очень удобный: чтобы перевезти сотню телефонов через границу, достаточно большой сумки (и взятки таможеннику). Продать их тоже не проблема: ни одна розничная сеть такой товар, конечно, не примет, но с ролью торговой площадки (которую в начале века играли в основном рынки) легко справится интернет. Открыть маленький интернет-магазин, нанять курьера, закрыть интернет-магазин — вот и все распространение.

"Это нанесет удар по бюджету. Сейчас, даже когда пошлина 0%, НДС все равно платится. Бюджет получает 18%. Если товар начнут везти контрабандой, бюджет не получит ничего",— опасается Гуськов. В подтверждение своих слов он приводит статистику: в 2006 году в страну было официально ввезено 840 тыс. видеокамер таможенной стоимостью $132 млн. На тот момент пошлина на их импорт составляла 10%. После обнуления пошлин официальный импорт, а значит, и НДС выросли кратно: в 2007 году — уже 4,2 млн штук на $750 млн, в 2008-м — 5,5 млн на $1,052 млрд.

Обратный процесс тоже возможен. Причем выиграют от него нечистые на руку сотрудники таможни. Самые злые критики ведомства господина Бельянинова, вероятно, не преминут предположить, что именно в этом и заключается смысл инициативы ФТС.

Планы модернизации для долгого ящика

Повышение пошлин выглядит еще более странным, если вспомнить: год назад на совещании по вопросам инвестиционного климата президент Дмитрий Медведев призывал создать "зеленый коридор" для экспорта и импорта высокотехнологичных товаров. И даже обращал внимание таможенников на то, что их задача "далеко не только фискальная и в значительной мере не фискальная". Похоже, практический результат от нравоучений главы государства грозит не просто оказаться прямо противоположным, но и разрушить вполне конкретные планы бизнеса. К примеру, планы сотовых операторов.

В случае реализации предложения ФТС могут возрасти цены на сетевое оборудование, и это не может не сказаться на темпах развития сети, отмечают в "Вымпелкоме". По словам представителя компании, "операторы практикуют достаточно большие объемы закупок сетевого оборудования — для покрытия новых территорий и для модернизации уже построенной сети", и в случае роста затрат на базовые станции и другое оборудование эти работы замедлятся.

Не исключают такого сценария и в МТС: повышение пошлин может негативно отразиться на развитии отрасли, отмечают в компании, но до появления более подробной официальной информации о предложениях ФТС от окончательных выводов воздерживаются. Если пошлины вырастут, рост затрат неизбежен. "Большая часть оборудования, которое мы используем при сооружении сетей, в России на текущий момент не производится. Для налаживания производства, удовлетворяющего нашим требованиям к качеству, потребуется несколько лет",— заявил "Деньгам" представитель сотового оператора.

ВТО, которой мы не ждем

На пути у инициативы ФТС, впрочем, есть несколько серьезных преград. Во-первых, это Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Дело не только в том, что с 25 августа комиссия Таможенного союза вводит мораторий на изменение таможенных пошлин, который будет действовать до января 2012 года, когда вступят в силу новая редакция товарной номенклатуры и единый таможенный тариф,— хотя это само по себе способно отложить повышение ставок на несколько месяцев.

Проблема для ФТС может заключаться еще и в том, что партнеры России вряд ли заинтересованы в подобном развитии событий. Так, в Казахстане пошлины на электронику были очень низкими (в частности, на сотовые телефоны — нулевыми) и заметно выросли после создания Таможенного союза, что, в свою очередь, привело к росту цен. Нужен ли тому же Казахстану еще один их скачок — большой вопрос (особенно если учесть близкое соседство с Китаем).

Второе препятствие — ВТО, куда Россия уже 18 лет пытается вступить. Забытая — из фискальных, похоже, соображений — идеология модернизации закладывалась в переговорный процесс по присоединению к ВТО. Причем, как указывает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский, "в случае повышения уже согласованных уровней таможенных пошлин наши партнеры по переговорам естественным образом потребуют компенсации, то есть уступок в других секторах". Согласовать новый вариант будет непросто, предупреждает он.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments