Антитабачный законопроект, который Минздравсоцразвития недавно вынесло на общественное обсуждение, вызвал недоумение как у простых обывателей, так и у экспертов. Жесткие меры, изначально направленные на благую цель — ограничение курения, могут привести к краху в России малого предпринимательства в розничной торговле и общепите. Чтобы разобраться, на ком в первую очередь могут отразиться новые инициативы федерального центра, журнал «Эксперт-Сибирь» провел в конгресс-центре DoubleTree by Hilton в Новосибирске круглый стол «Антитабачный закон: как повлияют на бизнес и общество новые законодательные инициативы».
Радикальный законопроект
Разговоры об ужесточении регулирования оборота табака и введении запрета на потребление сигарет в общественных местах активно ведутся в России с апреля 2008 года, после присоединения страны к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с курением. Подписав международный документ, Россия взяла на себя обязательства внести существенные изменения в действующее законодательство. Но Минздравсоцразвития подошло к этому вопросу с каким-то уж очень сильным рвением, решив заодно превратить курение в стране в дело практически невозможное.
Законопроект, подготовленный ведомством Татьяны Голиковой, предполагает тотальный запрет на курение в публичных местах и на транспорте. Начиная с 2014 года планируется полностью запретить курение в поездах дальнего следования и на пассажирских судах дальнего плавания, а также ликвидировать действующие ныне курилки в аэропортах. Более того, запрещено будет курить у входов в вокзалы и аэропорты — чтобы подымить, надо будет отойти от них как минимум на 10 метров. С 2015 года поиски места для перекура обещают превратиться в непростой квест по городскому ориентированию: нельзя будет курить в гостиницах, кафе, барах, ресторанах, ночных клубах, в том числе не только сигареты, но и популярные нынче кальяны. При этом закон предусматривает возможность оборудования зон для курения в подъездах жилых домов, но для этого курильщикам придется собрать подписи всех собственников жилья и оборудовать помещение для курения. Закон обеспечивает «защиту от табачного дыма» даже для лиц, находящихся в тюрьмах и СИЗО.
Существенные изменения произойдут и в схемах распространения табака в стационарных магазинах. Право на продажу сигарет с 2013 года может быть монополизировано крупными магазинами (площадью не менее 50 квадратных метров), будет запрещена открытая выкладка, введены минимальные цены и внедрена система электронного учета оборота табака (по аналогии с алкогольной ЕГАИС). При этом регионам и муниципалитетам будет дано право устанавливать еще более жесткие ограничения мест и условий продаж, а также мест, где запрещено курение. Вне закона объявляются нюхательный и жевательный табак. За счет повышения акцизов самая дешевая пачка сигарет будет стоить не меньше 61 рубля. «Законопроект можно условно разделить на два основных направления — это ограничение потребления табачной продукции и ограничение производства, оборота и розничной продажи соответственно, — поясняет начальник консультационно-юридического отдела Новосибирской торгово-промышленной палаты (НТПП) Сергей Мальцев. — В том что касается общих ограничений в отношении малого и среднего предпринимательства, в законе введен запрет на продажу табачной продукции через нестационарные торговые объекты по аналогии с алкоголем. Предусмотрены более жесткие требования к порядку реализации табачной продукции, специальный порядок выдачи, специальный порядок информирования покупателей о ценах, обязательное требование о существовании закрытого прейскуранта, выдаваемого только по требованию».
Законопроект пока только выставлен на обсуждение на сайте Минздравсоцразвития. Здесь к нему насчитывается около 1 700 комментариев, большие дебаты прошли в Общественной палате РФ. Но будут ли учтены эти поправки при рассмотрении проекта в Госдуме — большой вопрос. «Обсуждение — это хорошо. Но мы сегодня здесь сидим — это повод для того, чтобы кто-то сказал: законопроект обсуждался в бизнес-сообществе. По статистике поправки, которые вносятся из регионов при обсуждении законов в Государственной Думе, не превышают 2,7 процента. Можно еще действовать через федеральные структуры — «ОПОРА России», Торгово-промышленную палату, Общественную палату, но это должно быть действительно мощное давление», — говорит председатель Новосибирского отделения организации «ОПОРА России» Ольга Незамаева.
Перераспределение табачных потоков
Одна из главных претензий экспертов — запрет на продажу сигарет в небольших магазинах. По общему мнению, он не решит проблему курения, а лишь перераспределит потоки курильщиков в пользу крупных ритейлеров или теневого сектора. «Я сам придерживаюсь здорового образа жизни, не курю, но боюсь, что в случае принятия законопроекта в существующем виде просто переместится система дистрибуции, логистика табачной продукции. Более того, часть оборота табачных изделий перейдет в теневой, наверное, какой-то сектор, сигареты будут продавать где-то как-то из-под полы, может быть, еще какие-то сбытовые сети появятся нелегальные», — отмечает президент Новосибирской ТПП Вячеслав Маркелов.
По словам генерального директора ЗАО «Сибирское агентство «Экспресс» Дениса Крылова, запрет на торговлю сигаретами на расстоянии 100 метров от образовательных учреждений, введенный законом «Об ограничении курения табака» еще с 2001 года, позволяет оценить снижение рентабельности малого бизнеса от таких нововведений. «Из 300 наших газетных киосков в 70 (а это 23 процента) мы вынуждены были убрать табак из продажи, там, где в 100 метрах расположены образовательные учреждения. Существенно упали обороты, отсюда падение зарплаты, которая у продавца киоска сдельная, падение налоговых выплат. У нас возникла необходимость доплачивать за счет других прибыльных киосков, при этом существенно упала общая рентабельность. В товарообороте киосков сигареты составляют 15–20 процентов, общая рентабельность по киоскам 3–4 процента. Если я потеряю 15–20 процентов оборота, то в целом предприятие станет планово убыточным. Соответственно — это цепочка увольнений, сокращений и реструктуризация», — объяснил Крылов.
При этом «Экспресс» работает «в белую», но рядом с его точками расположены киоски, хозяева которых не слишком беспокоятся о соблюдении всех норм законодательства. Поэтому, сетует Крылов, от законодательных ограничений в первую очередь страдает малый законопослушный бизнес, выигрывают же крупные магазины и мелкие нарушители. Не секрет, что в Новосибирске уже сейчас можно встретить магазины, где сигареты достаются из-под прилавка «по запросу клиента».
Ограничения на продажу табака, напрямую затрагивающие малый бизнес, смущают даже представителей власти. «Все понимают, что такой закон необходим обществу сегодня. При этом, изучив данный законопроект, могу сказать: малый бизнес будет поставлен в неравные условия. Что касается запрета продажи табака в нестационарных объектах, то здесь, на мой взгляд, есть какая-то логика. Но когда в законопроекте написано, что и в стационарных торговых объектах, площадь которых менее 50 метров, запретить — это создает условия для неравной конкуренции. И я думаю, надо добиваться, чтобы этот пункт был убран из данного закона. Но добиваться каким образом? Вносить какие-то поправки через совет депутатов, это самый оптимальный способ», — говорит начальник управления потребительского рынка департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Евгений Ваулин.
Крупные торговые сети оптимизма по поводу перераспределения потоков пока не разделяют. По словам категорийного менеджера сети супермаркетов «Быстроном» Оксаны Саенко, наплыва покупателей в связи с запретом продажи сигарет в некоторых киосках они не испытывают. А новый законопроект скорее создаст преимущества магазинам «у дома», ведь не каждый отправится за столь мелкой покупкой, как сигареты, в супермаркет. Впрочем, эксперты готовы представить себе ситуацию, когда курильщики будут закупать сигареты блоками «на всю семью». А вот ответа на вопрос, как законодатель представляет себе продажу сигарет в небольших селах, где магазина в 50 квадратных метров может просто не быть, участники круглого стола не нашли, отметив лишь, что местных участковых довольно быстро могут поставить «на довольствие».
У общества не спросили
Шансы, что новый законопроект, построенный на запретах, сможет изменить ситуацию с количеством курильщиков к лучшему, кажутся минимальными даже со стороны обывателей. По данным опроса жителей Новосибирска, который проводил Центр маркетинговых исследований (ЦМИ) «Инфоскан», 62% новосибирцев (среди респондентов горожане от 18 лет) заранее уверены, что новые правила будут повсеместно нарушаться. При этом 21% жителей считают, что в связи с такими запретительными мерами распространится курение в квартирах. Что, как ни крути, отразится и на так не особо благоприятной пожарной обстановке. «Основное, что можно сказать именно по отношению к законопроекту — люди считают, что места для курения нужны и в закрытых помещениях — барах, кафе, ресторанах, вузах, училищах и так далее, не только на улице. Но они должны быть отделены, оборудованы вентиляцией. А второе — запретительные меры жесткие, они, скорее всего, не будут соблюдаться. При этом 42% опрошенных верят сегодня в то, что такая, можно сказать, дискриминация курильщиков уменьшит воздействие табачного дыма на некурящих людей. И всего 20 процентов считают, что такие меры повлияют на снижение потребления, курения. Это очень маленький процент. То есть основная цель, которая объявляется законом, — снизить потребление табачных изделий — в нее верит очень небольшое количество жителей города», — говорит аналитик ЦМИ «Инфоскан» Дарья Безрук.
Именно отсутствие масштабных исследований общественных настроений и возможных экономических последствий настораживает больше других нестыковок закона. В финансово-экономическом обосновании особо подчеркивается, что после принятия нового закона поступления в бюджет средств от табачных акцизов увеличатся в четыре раза и к 2014 году составят 466 млрд рублей при общей сумме затрат на реализацию указанных в законе мер в 615 млн рублей. «Нужно еще при этом посчитать, насколько пострадают интересы предпринимателей и каким образом можно скомпенсировать эти потери. Кроме владельцев киосков и маленьких магазинов, надо помнить о владельцах ресторанов, кафе. Понятно, что мы заходим в ресторан, и некурящей зоны фактически нет или найти ее иногда проблематично. Но я думаю, что нам нужно уважать права друг друга — как некурящих, так и курящих», — говорит Ольга Незамаева.
Однозначного ответа на вопрос, как мирно сосуществовать курящим и некурящим, а уж тем более снизить потребление табака, у экспертов нет. Но многие склоняются к мысли, что начинать стоит с повышения цен на сигареты и дальнейшего усиления антитабачной пропаганды. Законопроект Минздравсоцразвития в его существующем виде приведет скорее к перераспределению товарооборота, делегализации и разрастанию теневого сектора. «Цели, конечно же, благие. Но инструменты для достижения этих целей не всегда достаточно обоснованы. Я вообще считаю, что, наверное, было бы оправданно принимать какую-то федеральную программу по ограничению потребления табака, а вот этот закон, который связан с собственно торговлей, должен быть каким-то кирпичиком, составляющим эту комплексную целевую программу. Тогда было бы все понятно и логично, что мы серьезно взялись за проблему борьбы с курением. Здесь и пропаганда здорового образа жизни, и создание условий для занятий спортом. И как какой-то кусочек — вот такие-то запретительные меры. А так он выпадает из контекста», — говорит Вячеслав Маркелов.