Насыщение рынка магазинами-клонами, которые продают похожие товары, используя сходные методы, становится неприемлемым для отрасли. Вместе с тем, прогнозы, по которым темпы роста европейской экономики будут оставаться медленными, заставляют предположить, что конкуренция в скором будущем станет гораздо жестче. В конце концов, развитие онлайн торговли означает, что компаниям, торгующим вне cети, придется предложить что-то еще. И хотя раньше нередко считалось, что возможности потрогать и попробовать товар вполне достаточно, успех Net-a-Porter (net-a-porter.com) и многих других интернет-магазинов модной одежды несколько уменьшает эти ожидания. По прогнозам аналитиков Jones Lang LaSalle, в следующем десятилетии в центре внимания снова окажутся услуги и покупательский опыт.
По мнению аналитиков Jones Lang LaSalle, ритейлерам придется «выйти за пределы ритейла» в прямом смысле этого слова, предполагающем просто физический сбыт товаров. Ритейлерам придется стать специалистами по развлечениям и уходу за детьми, театральными продюсерами, конферансье, дворецкими, консьержами, специалистами по созданию уюта, льстецами, психологами, социальными работниками и много кем еще.
Безусловно, все сказанное относится и к менеджерам торговых центров. Торговый центр больше не может оставаться просто механизмом продажи товаров». Такая устаревшая логика была характерна для XX века. В конце концов, развитие онлайн торговли означает, что компаниям, торгующим вне сети, просто придется предложить что-то еще. В таких условиях ритейлеры просто будут вынуждены обеспечить покупателям соответствующий опыт и сервис – или стать жертвой онлайновых сетей, обходящихся без посредников.
Привнесение досуга в шопинг стало еще одним важным прорывом в развитии торговых центров за многие годы. Поскольку торговые центры занимают огромную территорию, и при наличии необходимой стратегии и решительности, это пространство можно применить для самых разных целей (ритейл, досуг, культура, здоровье и др.). Источником реальных изменений будут как сами новые идеи, так и все более изобретательное воплощение этих идей.
Покупателям нужно, чтобы чувствовался местный колорит, и вместе с тем все было бы глобально. Они требуют большей подлинности
(либо настоящей, либо искусственной, но при этом выполненной и представленной на высоком уровне). И еще клиентам важно, чтобы все изменения происходили быстрее. К чему приведет формирование такого спроса?
— к возрождению старых форм ритейла, таких как ночные рынки, рынки антиквариата, базары;
— к ежедневному появлению чего-то нового взамен привычного катания тележки по одному и тому же торговому ряду;
— к появлению ритейла в неожиданных местах и его интеграции в существующий ландшафт (например, деревни внутри городов);
— к тому, что все связанное с едой приобретет намного более непринужденный и интернациональный характер;
— к более осознанному потреблению (например, в соответствии с принципами справедливой и равной торговли);
— к большему разнообразию и профессионализму независимых продавцов внутри торговых центров (например, продающих настоящий перуанский трикотаж);
— к более широкому распространению опыта, связанного с «ценностями для жизни» — когда покупатели уходят из торгового центра
изменившимися, а не просто отдохнувшими и развлекшимися;
— к расширению числа видов досуга (не только тех, за которые можно взимать плату);
— к распространению «складных» магазинов: разные бренды, разные места, разное время;
— к использованию разных видов промоушн, чтобы побудить покупателей задержаться в торговом центре;
— к попыткам придания нового импульса путем введения брендов из Китая, Японии, Бразилии и т.д.;
— к формированию чувства принадлежности у людей старшего возраста.
В то же время, считают эксперты Jones Lang LaSalle, с точки зрения ритейлеров, покупатели просто хотят, чтобы ритейл больше был похож на театр и обслуживание было на более высоком уровне. Однако даже в благополучные времена ритейлерам было не по карману удовлетворить покупательские потребности в отдыхе и развлечениях в торговых центрах – так на что же можно надеяться в наступающем десятилетии?
Будет ли в будущем у ритейлера, определяющего цены, реальная возможность нанять классных и опытных продавцов, а не восемнадцатилетних выпускников школ? Сможет ли собственник торговой недвижимости действительно позволить себе думать в первую очередь о создании «Третьего места» (помимо дома и работы), куда захотят прийти люди – и только затем о том, сколько из пришедших что-то действительно купят?
Есть соблазн увидеть эту ситуацию в черно-белом цвете – когда ритейлу придется либо «ужаться и попытаться соответствовать» (то есть, пойти на любые затраты для того, чтобы привлечь и удовлетворить покупателей), либо рискнуть потерей части рынка, которая отойдет в онлайн.
В Jones Lang LaSalle прогнозируют появление третьего пути. Лучшие и самые динамичные торговые центры и ритейлеры найдут новые, инновационные, нестандартные пути для получения большей отдачи при тех же затратах. Для этого потребуется более острое мышление, более качественный маркетинг, строгое исполнение и использование технологий в полной мере, но появится также и возможность предлагать качественное обслуживание с улыбкой и обеспечить впечатляющий брендовый опыт, не страдая от катастрофического снижения прибыли.