О прошлом и будущем российского сотового ритейла корреспондент Digit.ru поговорил с руководителем отдела закупок крупнейшего российского игрока рынка, компании "Евросеть" Алексеем Широковым. Алексею есть что вспомнить — когда-то он начинал продавцом в первом и в то время единственном магазине компании.

— Каким был рынок сотового ритейла в год вашего прихода в "Евросеть"?

— Тогда, в 1997 году, все города "жили" по отдельности. В то время ни одна московская фирма, торгующая телефонами, не работала в других городах.

В Москве были крупные игроки — "Анарион" и "Бастион", которые позднее покинули рынок, "Техмаркет", который мы купили в 2005 году, "Беталинк" и "Диксис", которых окончательно потопил последний большой кризис.

— Как молодой рынок пережил кризис 1998 года?

— Нам он помог. Кризис бьет сильнее всего по крупным компаниям, а мы были совсем маленькими: на момент наступления кризиса — меньше десяти салонов. У нас была быстрая оборачиваемость (сегодня купил, завтра продал), долгов не было, в отличие от наших конкурентов — они были должны и отдавали поставщикам больше, чем планировали. На этом фоне Женя (Чичваркин — ред.) сориентировался и начал быстрое развитие компании.

— Как в 2000 году, когда вы уже стали заниматься закупкой телефонов в "Евросети", вы решали проблему поставок?

— Мне дали как инструмент сотовый телефон, и я, хорошо зная, что именно нужно покупать, должен был бегать и искать, где только можно. Тогда никто не закупал телефоны на месяцы вперед, мы закупали с запасом не неделю, так как сильно менялись цены. В то время важным городом для закупки был Питер, там были сконцентрированы крупные оптовики. У меня был блокнот, исписанный контактами этих людей. Они, порой, привозили всего по 20 телефонов.

— Партия из 20 телефонов — это было нормально для того времени?

— В 2000 году это был серьезный объем для нашей компании, у которой было в Москве около сотни магазинов. Средняя цена тогда была около 350 долларов. Даже если я находил всего два телефона, я их покупал.

— Были ли у ваших конкурентов прямые отношения с вендорами? И что это были за вендоры?

— У некоторых были, во всяком случае, у "Диксиса" и "Техмаркета" — точно. С кем именно — не смогу сказать наверняка. На рынке довольно крупным игроком был ныне незаметный Alcatel, были Motorola, Philips, Siemens, Nokia. Ericsson и Sony, сосуществовавшие тогда порознь. Известные сегодня корейские производители еще не были представлены.

— Быстро ли попадали в Россию новинки из Европы?

— Да, люди провозили их в чемоданах, это сильно отличается от того, что сейчас. Как только телефоны появлялись за рубежом, они тут же появлялись и здесь.

— Крупные вендоры долгое время не относились к отечественному рынку всерьез; когда ситуация стала меняться?

— До 2005 года производители действительно смотрели на российский рынок сквозь пальцы. В 2005 году корейцы Samsung и LG оказались первыми, кто стал очень активным у нас: они вливали огромные деньги в продвижение и рекламу. А вот, скажем, та же Nokia оставалась большой, благополучной (как-никак, 50% рынка) и к нам безразличной.

— Верно ли, что потребители ориентировались на аппараты европейского производства?

— Да, конечно. От всего, что было помечено Made in China, человек впадал в глубокое уныние. Вот, кстати, Nokia взяла и тем, что у нее не было заводов в Поднебесной: были венгерский, немецкий, чешский и финский заводы. Siemens же постепенно перевел производство в Китай, и на телефонах было написано Made by Siemens, что покупателя настораживало, и не зря.

— Какие аппараты того времени вы бы назвали "культовыми"?

— Nokia 8810, маленький, блестящий, стоил около 1,5 тысячи долларов — за ней люди с кошельками бегали, ее было непросто купить (телефон вышел в 1998 году — ред). Nokia 8110 или "банан" (1997 год, телефон стал популярным благодаря фильму "Матрица" — ред.). Очень популярной была модель Sony CMD-Z1 (1997 год — ред.) с откидывающимся микрофоном.

Из более поздних и уже массовых моделей выделил бы Siemens C25 и Nokia 3310 (модели вышли в 1999 и 2000 году соответственно — ред). Siemens C25, на мой взгляд, стал родоначальником всех недорогих аппаратов, включая современные. Еще чуть позднее была очень популярной Motorola Razr 2004 года…

— Почему, на ваш взгляд, не сложилось с сотовыми телефонами у Siemens и Ericsson?

— У них основная проблема — внутри. Компании погубила их собственная система, включая очень сильные профсоюзы. Я ездил я в Германию, в Siemens, встречался с людьми… Им ничего не было нужно: профсоюз тебя всегда защитит, даже если ты не работаешь. Они ничего и не делали, но крепко сидели на своем месте. Насколько я знаю, у них и коррупция процветала. О том, чтобы изобретать, продвигать новую продукцию, никто почти не думал.

Ericsson просто повезло, что им помогла Sony, на какое-то время они удержались на плаву. И сейчас еще едва-едва, но держатся. Азиаты, не в пример европейцам, трудолюбивы, у них есть цель, они четко понимают, что им нужно, и ради этого они готовы на все.

— Не могу не спросить про Nokia — тоже ведь европейская компания?

— Я считаю, что финны, прежде всего, взяли гениальной маркетинговой стратегией Connecting people: это застряло у многих в голове, и телефон Nokia хотели практически все, вплоть до того, что было тяжело продавать другие бренды. Кроме того, компания выпускала действительно неплохие аппараты с самым дружелюбным меню среди всех производителей. Завоевав доверие потребителей, Nokia могла сделать откровенно плохой аппарат, и он все равно хорошо продавался. Сейчас времена поменялись.

Альянс Nokia и Microsoft для Nokia — шанс на спасение. При этом я уверен, что первые телефоны от этого партнерства не будут иметь ошеломляющего успеха. Потом нужно надеяться на то, что Microsoft что-нибудь придумает, чтобы бороться с Android. Пока же в сравнении с ним Windows Phone "отдыхает".

— Выживет ли Nokia?

— А куда она денется? Не может же один Samsung быть на рынке. Пусть даже корейцы завоюют 70% рынка. Останется еще 30%, и там кто-то должен быть. В сегменте телефонов с кнопками (bar type) Nokia остается сильнейшим игроком, и, я думаю, таковым и останется. А вот в сегменте телефонов с тачскрином Nokia уже проиграла все, что только можно, и здесь тенденция тоже продолжится.

— Кроме альянса Nokia и Microsoft, что еще важного на рынке сотового ритейла произошло в последние годы?

— Если в целом, то, во-первых, появилась Apple с iPhone. Во-вторых, Android, который за год захватил рынок. Я думаю, после ухода Джобса три-пять лет позициям Apple ничего точно не будет угрожать. Кроме того, с Apple — особая история. Смартфоны этой компании будут всегда интересным тем, у кого Mac и iPad: такие люди покупают то, что делает Apple, "на автомате". Это религия, которую безумными деньгами подпитывают сами пользователи. И влиянию которой, кстати, я не поддался.

— А каким рынок сотового ритейла станет через десять лет?

— Число монобрендов будет равно числу операторов. Мультибрендовый игрок будет один, и много мелких, без особо значительной доли у каждого. Продажи через интернет займут 25-30% рынка.

Сотовый телефон по-прежнему останется самым распространенным мобильным устройством, но сократится число производителей. Устройства станут настолько сложными, что выпускать их смогут только компании, которые имеют большие бюджеты на R&D и патенты. Это, скорее всего, Apple, Samsung, возможно, Nokia, очень вероятно, что Windows, Google.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments