В России начала действовать обязательная маркировка товаров. Первые в списке – табачные изделия. Разбираемся, зачем нужен проект, какие товары будут маркироваться следующими, и как присоединиться к программе ритейлерам и производителям.

Зачем нужна маркировка товаров?

Согласно данным Высшей школы экономики, в 2015 году доля нелегального оборота товаров в России достигла 9% рынка или 2,5 трлн рублей. Максимальное число поддельных товаров обнаружено среди алкогольных напитков, одежды и обуви. В настоящий момент доля контрафакта и фальсификата на рынке минеральной воды составляет 20-25% (по отдельным товарам достигает 60%), молочной продукции – до 25%, лекарств – до 2% (по некоторым данным 5%), парфюмерии – 20%, легкой промышленности – до 21%.

В 2018 году, по статистике ФТС, выявлено в 1,6 раза больше контрафакта, чем годом ранее. Эксперты компании Nielsen выяснили, что доля нелегальных сигарет на рынке табака по итогам 1 квартала 2019 года составляет 10,3%, в то время как год назад это показатель был на уровне 4,5%.

Годовой оборот теневого сегмента рынка люксовых товаров достиг 280 млрд рублей, тогда как легальный сегмент оценивается примерно в 250 млрд, подсчитали в Brandmonitor. Основными каналами сбыта реплик выступают торговые центры (40%) и вещевые рынки (30%). На онлайн-торговлю контрафактным люксом приходится порядка 84 млрд рублей, из которых 25 млрд — это продажи через соцсети и маркетплейсы.

Маркировка товаров – что это такое?

Чтобы защитить рынок и потребителей от поддельной продукции, Правительство РФ приняло решение создать единую систему цифровой маркировки и прослеживания товаров. Система получила название Честный ЗНАК.

Она представляет собой основанный на digital-технологиях инструмент. На товары наносится цифровой код Data Matrix, который защищен от подделывания российскими технологиями криптографии. Система позволяет бороться со всеми видами нелегальной продукции: контрафакт, фальсификат, контрабанда и т.д.

Система Честный ЗНАК едина для всех товарных категорий. Она позволяет отследить движение каждой единицы товара от производителя до потребителя в течение всего срока нахождения на рынке. Также разрабатывается цифровая платформа для беспрепятственного движения продукции через границы стран Евразийского союза. Соглашение о маркировке в ЕАЭС вступило в силу в апреле 2019 года.

Как работает система?

Система Честный ЗНАК работает следующим образом. Каждому товару присваивается уникальный код (базовые технологии – Data Matrix, RFID- метки или другие оптимальные виды маркировки), который производитель или импортер размещает на упаковке продукции.

Цифровой код невозможно подделать благодаря криптографии. По сути, он является паспортом товара, с помощью которого можно проследить весь его путь: от завода до потребителя.

Система фиксирует движение товара на всех этапах логистической цепи, что исключает возможность вброса подделки. При продаже на онлайн-кассе, которыми в соответствии с 54-ФЗ оснащены все розничные точки, код в системе «гасится», а его статус меняется на «вышел из оборота». Если товар нелегальный, то система передает информацию о наличии контрафакта в точке продажи в контролирующие органы.

Координатором создания и развития государственной информационной системы выступает Минпромторг, оператором – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), созданный на базе ГК Ростех при участии ЮСМ и партнёров. Проект реализуется в формате государственно-частного партнёрства на средства акционеров ЦРПТ.

Какие товары подлежат обязательной маркировке?

На первом этапе в соглашение вошли 14 товарных групп: меховые изделия, лекарства, табачная продукция, молочная продукция, лекарственные препараты, духи и туалетная вода, шины и покрышки, пять категорий товаров легкой промышленности, обувь, фотокамеры и вспышки. В дальнейшем список планируется расширить и включить туда пищевую продукцию, детское питание, минеральную воду и безалкогольные напитки, бытовую технику и другие группы. К 2024 году должна быть создана сплошная система маркировки и прослеживания, которая включит в себя широкий список товарных категорий.

В 2018 году Правительство РФ утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке:

• с 1 марта 2019 года – табачной продукции;
• с 1 июля 2019 года – обувных товаров;
• с 1 декабря 2019 года – шин и покрышек, фотокамер, ряда товаров легпрома, духов и туалетной воды.

Производители и участники оборота лекарственных препаратов, входящих в программу «7 нозологий», должны начать маркировку с 1 октября 2019 года. Регистрация аптек и медицинских организаций в системе началась с 1 июля 2019 года. Обязательная маркировка лекарственных препаратов вводится с 1 января 2020 года.

Как действовать производителям и ритейлерам?

Подробная инструкция, как зарегистрироваться в системе маркировки и отслеживания товаров, а также ответы на вопросы можно найти на официальном сайте программы: https://ЧестныйЗНАК.рф/.

Табачная продукция: регистрация производителей и розничных продавцов началась 1 марта 2019 года, а 1 июня прекращен выпуск немаркируемой продукции. Теперь производители наносят на каждую пачку сигарет уникальный код Data Matrix, а поставка сопровождается электронными документами с указанием кодов продукции. Розничные магазины должны передавать данные о продажах маркированных сигарет при помощи онлайн-касс. Оборот немаркируемой табачной продукции будет прекращен с 1 июля 2020 года – до этого момента ритейлеры могут продавать товарные остатки без кода.

Обувные товары: с 1 июля 2019 года проводится регистрация участников рынка, с 1 октября 2019 года начинается добровольная маркировка и передача сведений в систему мониторинга, с 1 марта 2020 года запрещен оборот немаркированных обувных товаров. До 1 апреля 2020 года ритейлерам необходимо осуществить маркировку остатков, приобретенных до 1 марта 2020 года, но полученных после 1 марта 2020 года. Регистрация в программе доступна по ссылке.

Лекарственные средства: обязательная маркировка вводится с 1 января 2020 года. Для препаратов из перечня высокозатратных нозологий маркировка станет обязательной раньше – с 1 октября 2019 года. Зарегистрироваться в системе мониторинга движения лекарственных препаратов должны все участники оборота лексредств.

Фотоаппараты и лампы-вспышки: обязательная маркировка стартует 1 декабря 2019 года. До этого можно принять участие в эксперименте, зарегистрировавшись в программе добровольно. На этапе пилотного проекта все участники получают доступ к системе, включая генерацию цифровых кодов маркировки и прослеживание их оборота, на безвозмездной основе. Маркировке подлежат все фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки по кодам ОКПД-2 — 26.70.12 26.70.14 26.70.17 26.70.19, коду ТН ВЭД ЕАЭС 9006.

Шины и автопокрышки: обязательная маркировка стартует 1 декабря 2019 года, пилотный проект был запущен в июне текущего года и продлится до 30 ноября. Чтобы стать участником эксперимента, регистрируйте по ссылке на официальном сайте.

Товары легкой промышленности: обязательная маркировка стартует 1 декабря 2019 года. До этого момента, начиная с июня, действует эксперимент по добровольной маркировке. Стать его участником можно, зарегистрировавшись в программе. В рамках пилотного проекта маркируется одежда из кожи, блузки женские, пальто женские и мужские, а также постельное, столовое, туалетное и кухонное бельё.

Духи и туалетная вода: обязательная маркировка стартует с 1 декабря 2019 года, добровольная началась 1 июля.В пилотном проекте участвуют Л’Этуаль, Парфюм-стиль, Clarins, Avon, Новая Заря и другие компании. Присоединиться к программе можно по ссылке. Маркировке подлежат все виды духов и туалетной воды, соответствующих коду ОКПД-2 20.42.11 и коду ТН ВЭД ЕАЭС 3303 00.

Молочная продукция: 15 июля начался эксперимент по маркировке готовой молочной продукции, который продлится до 29 февраля 2020 года. Узнать, какие виды продукции подлежат маркировке в рамках эксперимента, можно на официальном сайте оператора. Также к ней можно присоединиться по ссылке.

Выгода для всех участников рынка

Маркировка и прослеживание — это новые решения для развития торговли в России. Впервые в мире создается система не для отдельных отраслей, а реализован перевод всего рынка в онлайн, контроль за движением каждой товарной единицы 24 часа в сутки. Сейчас близкие, но не настолько развитые возможности есть лишь у налоговых структур Южной Кореи и отчасти Сингапура.

Данный проект – значительный шаг вперед с точки зрения цифровизации всех процессов, связанных с импортом, внутренним производством и ритейлом. Система может быть легко адаптирована для любой категории товаров, что сокращает скорость подключения новых групп.

Также стоит отметить, что маркировка – это дополнительный инструмент поддержки отечественного производителя, который сможет увеличить долю на рынке, нарастить объемы выручки после ухода импортеров, работающих с некачественным товаром и по серым схемам.

«Маркировка – это современный и удобный инструмент, защищающий добросовестных предпринимателей от искаженной конкуренции с незаконопослушными участниками рынка, создающий комфортные условия для развития бизнеса, снимающий излишние регуляторные и административные барьеры для представителей рынка, готовых работать открыто», – отмечает министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

Наконец, проект защищает всех участников рынка: от производителей и продавцов до покупателей, которые будут уверены в том, что они приобретают оригинальную, а не поддельную продукцию.

Алёна Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш каналы в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о