С 1 июля все компании сферы торговли в России при расчете с покупателями должны были начать использовать онлайн-кассы. О том, как происходит процесс перехода на новое оборудование и для кого исключения предусмотрел законодатель, в интервью "Коммерсантъ-Урал" рассказал заместитель начальника контрольного отдела управления ФНС по Свердловской области Виктор Бачурин.

— Зачем был инициирован процесс перехода на новый вид кассового оборудования?

— Поправки в федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники вступили в силу 15 июля 2016 года. С их применением информация о расчетах будет передаваться в адрес налоговых органов в электронном виде через оператора фискальных данных. Контрольно-кассовую технику можно будет регистрировать дистанционно, система автоматически будет выявлять нарушения, а покупатели будут вовлечены в гражданский контроль, так как смогут проверять чеки с помощью мобильного приложения. В рамках новых норм субъекты торговли и услуг должны перейти на современное оборудование, позволяющее через интернет передавать данные о транзакциях в налоговую службу через операторов фискальных данных — онлайн-кассы.

При переходе на новый порядок предусмотрено несколько этапов. До февраля компании переходили на новую технику в добровольном порядке. С февраля предприятия сферы торговли имели возможность устанавливать уже только онлайн-кассы. С июля вся старая кассовая техника на территории страны снята с налогового учета в одностороннем порядке, если она не была снята налогоплательщиками самостоятельно. Она уже должна быть заменена на новую. С 1 июля 2018 года закон также обязывает перейти на онлайн-кассы компании, которые раньше по закону могли не иметь кассового оборудования. Это бизнес-сферы услуг населению, который работает с бланками строгой отчетности, те, кто работает по патенту или системе налогообложения "единый налог на вмененный доход" (ЕНВД). В том числе, под действие закона попадут вендинговые автоматы (кофемашины и т.д.), а также интернет-магазины с онлайн-оплатой на сайте.

— Какая часть оборудования в регионе уже заменена?

— Сегодня в Свердловской области зарегистрировано почти 33 тыс. аппаратов, ежедневно регистрируется 300-400 единиц техники. До 1 сентября планируем увеличить количество зарегистрированной техники до 40 тыс., к первому июля 2018 года — еще не менее 20 тыс. В России зарегистрировано уже более 1 млн единиц нового кассового оборудования.

— В чем отличие новой кассовой техники?

— Новые кассы — программное обеспечение, которое интегрировано в систему банковских программных продуктов. Если говорить о технической стороне, сейчас программное обеспечение поддерживают 84 модели различной кассовой техники стоимостью от 18 тыс. руб.

— Участники рынка говорят о значительных средствах, которые нужно вложить в оборудование. По их словам, стоимость онлайн-кассы начинается от 35 тыс. руб.

— Модели разные. Конечно, чем современнее модель, чем больше ее функционал, тем она дороже. Максимальная стоимость, которую я знаю, вообще превышает 100 тыс. руб. Это вопрос приоритетов бизнеса. Сотовых телефонов на рынке тоже много, и каждый человек выбирает модель, отвечающую его потребностям и бюджету.

— Поступают ли к вам от бизнеса вопросы в рамках перехода на новую технику?

— Поступает много вопросов, люди звонят и приходят к нам лично. Центральный налоговый аппарат поставил нам задачу создать комфортные условия перехода, поэтому мы разговариваем со всеми налогоплательщиками. Ежедневно мы готовим разъяснения по новым нормам, много полезной информации публикуется на сайте. Если речь вести об интернет-магазинах, то я лично рассматривал три обращения. Там вопрос состоял в том, с какого периода нужно перейти на новую кассовую технику. Пока мы снизили контрольно-надзорную деятельность по новым нормам, и в основном занимаемся информированием и разъяснением. Мы выявляем причины, по которым часть бизнеса еще не перешла на новое оборудование. Если причины окажутся неудовлетворительными, к осени, вероятно, начнем проверки в отношении этих налогоплательщиков.

— С какими проблемами сталкиваются компании при переходе на онлайн-кассы и как эти проблемы решаются?

— Единственная проблема, которая у нас была до последнего момента — нехватка фискальных накопителей. Это составная часть кассовой техники, на которой хранится информация о произведенных расчетах и передается через интернет в налоговые органы. Если компания начала переход на новое оборудование, но он затянулся по независящим от нее причинам, налоговые органы идут навстречу. Минфин РФ выпустил письмо, в котором говорится что, если компания заказала технику до 1 июля, но она не поступила к ней по независящим от нее причинам, она может этот короткий промежуток времени работать со старой кассой, снятой с учета. Думаю, эта проблема будет полностью решена к сентябрю.

Также встречались технические моменты, связанные с онлайн-регистрацией техники. Например, у нескольких налогоплательщиков при регистрации в списке отсутствовал необходимый адрес установки касс. Данные о существующих адресах попадают в ФНС от органов местной власти. Если адреса нет, можно написать заявление в местную администрацию, проблему решат в течение месяца. Чтобы ускорить регистрацию, можно параллельно обратиться с заявлением о регистрации контрольно-кассовой техники напрямую в инспекцию.

— Может ли проблема перехода на онлайн-кассы стать причиной временного отказа продавца, скажем, интернет-магазина, принимать безналичные и онлайн-платежи?

— К нам такой информации не поступало. Если говорить об интернет-магазинах, то при покупке, скажем, бытовой техники или электроники они и раньше должны были печатать кассовый чек в присутствии покупателя. Но что-то я не знаю примеров, когда домой к покупателю приехал кассир с кассовым аппаратом. Как правило, чеки печатают заранее и привозят к покупателю. Это нарушение закона. Но магазины каждый раз шли на риск, так как ответственность за нарушение была небольшой, на уровне предупреждений. Сейчас в рамках нового закона ответственность усилилась, вплоть до приостановления деятельности компании по судебному решению. Маленькие кассовые аппараты существуют давно, просто никто не хотел их применять. Если разобраться в теме, будет ясно, что все становится только удобнее. Система, которая сейчас внедряется, взяла лучшее от мирового опыта. Да, на старте потребуются некоторые расходы, но в итоге выиграют все три стороны: государство, граждане и бизнес.

— В чем преимущества новой системы для бизнеса?

— Всю новую технику можно зарегистрировать, перерегистрировать или снять с учета не выходя из офиса. В бесплатном личном кабинете налогоплательщика доступна вся аналитика по этой технике. Добросовестный плательщик вообще может забыть про походы в налоговую. Бизнесу не нужно вести первичную документацию по кассовой технике, это тоже перешло в электронную форму. Кассиров можно контролировать дистанционно, дополнительные программы не нужны. Мы стимулируем бизнес переходить от черновых записей к современным методам учета данных. Мы стремимся к тому, чтобы работать за рамками правового поля было невыгодно, тем самым выравнивая конкурентную среду. Новая техника фиксирует выручку налогоплательщика, то есть его налоговую базу.

— Как работают онлайн-кассы в населенных пунктах с плохим качеством интернет-соединения?

— В Свердловской области действует постановление правительства от 28 апреля 2017 года, в котором утверждены два перечня особых населенных пунктов. В первом — около 800 сел и деревень, где кассовая техника не обязательна для применения (исключение — торговля алкоголем и другими подакцизными товарами). Это маленькие труднодоступные населенные пункты. Во втором списке — около 2 тыс. населенных пунктов с населением менее 10 тыс. человек, где есть проблемы с доступом в интернет. В этом случае онлайн-кассы уже обязательны. Фискальные накопители могут хранить данные об операциях, передавать их в налоговый орган необходимо раз в 13 месяцев, когда происходит перерегистрация техники в связи с заменой фискального носителя. Вообще вся кассовая техника может работать без интернета до 30 суток. После восстановления доступа к сети информация аккумулируется на фискальном накопителе.

— Что изменится для конечного покупателя?

— Например, по QR-коду на новых чеках и с помощью приложения ФНС "Проверка чеков" (доступно в GooglePlay, AppleStore), он сможет определить, корректен ли чек и законно ли ему продан товар. Через приложение можно отправить жалобу на продавца в случае, если чек некорректен. Электронную версию чека можно сохранить в приложении, она будет равнозначна бумажной. Чек в электронном виде теперь в течение пяти лет хранится у оператора фискальных данных. Зная некоторые вводные, его можно восстановить. Это пригодится, если права потребителя были нарушены, а бумажный чек потерялся или выцвел.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar