В сентябре в России начинает работу новое потребительское общество, использующее элементы сетевого маркетинга и интерфейс онлайн-витрины. Создатели надеются, что проект составит серьезную конкуренцию розничной торговле и интернет-магазинам.
Как стало известно Retailer.RU, потребительское общество под названием «ГлавПотребСоюз» начнет работу в сентябре 2010 г. На интернет-витрине, которая будет запущена в ближайшие дни, можно будет он-лайн заказать хозтовары, бытовую химию, электронику и бытовую технику по ценам на 30-50% ниже розничных и на 15% ниже, чем в интернет-магазине. В дальнейшем планируется расширить ассортимент продовольственными товарами.
Председатель правления «ГлавПотребСоюза» Валерий Лазарев отказался назвать конкретных производителей, но заверил, что это будут общеизвестные бренды, как российские, так и мировые, которые можно встретить в любом магазине. «На данный момент заключено 43 договора, 80% из них с поставщиками, 20% с производителями. В дальнейшем процент производителей будет увеличиваться», — сказал он.
Вступить в «ГлавПотребСоюз» можно только по рекомендации. И покупатели, и производители должны внести вступительный взнос 3 000 руб. и ежемесячно оплачивать членский взнос в размере 500 руб. Обмен продукцией осуществляется за счет того, что поставщики вносят паевые взносы товаром, а забирают деньгами, а потребители вносят паевые взносы деньгами, а забирают товары. Минимальный размер паевого взноса в «ГлавПотребСоюзе» составляет 5 руб.
В законе «О потребительской кооперации» прописано, что члены ПО выплачивают вступительные и паевые взносы. Такая схема работает в Центросоюзе РФ, на начало 2010 г. объединяющем около 3 000 Потребительских обществ, которые входят в 135 Районных Потребительских союзов, 76 Республиканских, Краевых и Областных союзов (данные с сайта компании).
По словам Валерия Лазарева, часть вступительных и членских взносов будут направляться на зарплату сотрудникам правления «ГлавПотребСоюза» и рекламу проекта. Причем основа рекламной кампании — это сетевое распространение: одни участники привлекают других и получают за это вознаграждение.
Однако в «ГлавПотребСоюзе» подчеркивают, что система не является сетевым маркетингом в прямом смысле слова. «Мы называем это системой рекомендаций. Размеры выплат зависят только от количества приглашенных вами участников, но никак не от количества потребленного товара, как принято в сетевом маркетинге» , — пояснил Валерий Лазарев.
Еще одно принципиальное отличие «ГлавПотребСоюза» от других потребительских обществ заключается в том, что этот проект опирается на опыт интернет-торговли, рассказал Retailer.RU заместитель председателя правления ГлавПотребСоюз Николай Демьянов, занимающийся IT-сопровождением проекта.
«Возможность получать товары по ценам производителей будет сочетаться с удобством интернет-магазина. На нашем портале потребитель сможет выбрать товар и отправить заявку. Получив подтверждение, он оплатит его стоимость и выберет удобный способ доставки», — пояснил он. «В первые два месяца у «ГлавПотребСоюза» будет два пункта выдачи — в Москве и Санкт-Петербурге. В течение двух лет мы планируем появиться во всех регионах России. Курьерская доставка пока будет осуществляться за счет потребителя», — сообщил Николай Демьянов.
Участниками «ГлавПотребСоюза» могут стать как частные лица, так и индивидуальные предприниматели. «Вы можете закупить у нас 20 000 ручек, как вы потом с ними поступите, вас никто не будет спрашивать. Но в отличие от компаний, занимающихся сетевым маркетингом, доход от их продажи не будет распространяться по сети, а целиком пойдет предпринимателю. Для малого бизнеса мы работаем как оптовая база», — сказал Валерий Лазарев.
Создатели проекта рассчитывают, что до конца 2010 г. число участников-потребителей в сообществе достигнет 12 000 — 15 000 человек, а через два года до 50 000. «Умножьте это число на количество товаров народного потребления, который человек приобретает за год, и вы получите размер нашего товарооборота», — сказал Валерий Лазарев. В компании подтвердили, что товарооборот проекта за год планируется около 200 млн. руб.
Традиционные потребительские общества не используют формат интернет-магазина, рассказали Retailer.RU в Центросоюзе. У некоторых потребительских обществ есть сайты, но они скорее информационные и не используются, как виртуальный стол заказов. Потребительские общества, входящие в Центросоюз, в основном формируются по территориальному принципу, и общение потребителей и поставщиков происходит непосредственно.
По словам юрисконсульта Леноблпотребсоюза Александры Гурьевой, формат, который использует ГлавПотребСоюз, не является нарушением закона. «По закону, даже сетевой маркетинг не является финансовой пирамидой. Закон о потребительской кооперации допускает выплаты бонусов участникам потребительского общества. Если в уставе Потребительского общества прописано, что бонус выплачивается участнику за то, что он привел новых людей, то это не противоречит закону», — пояснила она.
«Звучит интересно и заманчиво. Но я сильно сомневаюсь, что на практике это будет работать, — считает представитель интернет-магазина Ozon.ru Михаил Осин. — Такая схема могла прийти кому-то в голову и раньше, но почему-то никто этого не сделал. Большинство производителей не умеют напрямую продавать свои товары, пусть даже через интернет-порталы».
По его словам, планируемый товарооборот свыше 200 млн. руб. — «цифра большая, но достижимая». «Для сравнения, товарооборот Ozon.ru за 2009 г. составил 3,1 млрд руб., но это очень большая цифра. Другие интернет-магазины не раскрывают свои цифры, но по нашим данным у них в 7-10 раз меньше», — отметил он.
Директор по развитию электронного гипермаркета «Закажи 24» Иван Куц считает, что проект вряд ли состоится без внешних инвестиций. Предполагаемой цифры в 12 000 — 15 000 потребилетей удастся достичь только, если будут привлечены уже сформировавшиеся MLM (Multilevel marketing) сети.
«Что касается самой идеи идеального взаимодействия поставщиков и потребителей, эта схема лежит на плаву. И сами производители к ней стремятся. Если реально удастся сделать продукты дешевле для конечного потребителя, то проект будет успешным. Если организаторы решат, что им надо заработать побольше денег, то загубят идею», подчеркнул Иван Куц.
По его мнению, еще большие сложности «ГлавПотребСоюз» испытает при переходе к поставкам продуктов питания. «Для продуктов питания нужен специально оборудованный транспорт. Весь персонал должен быть с санкнижками. Я не говорю о складах и хранении. Самое серьезное препятствие — недостаточная готовность оптовиков к розничной нагрузке. Придется делать сортировочный центр», — пояснил Иван Куц.