Предоставление отсрочки платежа — частая практика на российском рынке. Поставщик получает лояльных партнеров, а ритейлер – возможность  оплатить товар не сразу (зачастую — после его реализации). Однако при этом обе стороны подвергаются соответствующим рискам. Ритейлер, как правило, вынужден доплачивать за получение коммерческого кредита, а поставщик сталкивается с кассовыми разрывами. Кроме того, есть вероятность того, что товар, отгруженный с отсрочкой платежа, может быть вовремя не оплачен.

Обычно в таких ситуациях и те, и другие сотрудничают с третьей стороной, которая берет на себя закрытие кассовых разрывов и риск неоплаты товаров:  факторинговые компании.

Компании, предоставляющие услуги факторинга ритейлерам 

ОАО «Промсвязьбанк»

ОАО «Альфа-банк»

ООО «ВТБ Факторинг»

Банк НФК (ЗАО)

ЗАО «ТрансКредитФакторинг»

ОАО Банк «Петрокоммерц»

ООО «BSGV Факторинг»

ОАО АКБ «Металлинвестбанк»

ЗАО «ЮниКредит Банк»

ОАО «Газпромбанк»

«Московский кредитный банк»

Факторинговая компания «Лайф»

ЗАО КБ «Ситибанк»

«HSBC (РР)» (ООО)

ЗАО «Русская Факторинговая Компания»

ОАО «НОМОС-Банк»

ЗАО «Кредит Европа Банк»

КБ «РОСПРОМБАНК»

ООО «ФТК»

ООО «Эконом-факторинг»

ОАО «Нордеа Банк»

ОАО «Собинбанк»

ЗАО «Первомайский»

ФК «Дальний Восток»

ООО ФК «Кольцо Урала»

ООО «ФакторРус»

Данные предоставлены Ассоциацией факторинговых компаний, 2010 г.

Факторинговое обслуживание включает в себя оценку рисков поставщика, проведение мероприятий по их уменьшению и работу с неплатежами, в случае их появления. Поэтому, прежде всего, при передаче дебиторов на факторинг поставщик освобождает своих сотрудников, например, бухгалтерию или отдел продаж, от несвойственной им работы — отслеживания дебиторской задолженности и ее возврате при просрочке. Этими процессами занимаются специалисты факторинговой компании. Также они напоминают дебиторам о приближении сроков платежа и работают с просроченной дебиторкой клиента, если просрочка все же произошла.

«Переуступка фактору актива в виде дебиторской задолженности одновременно избавляет компанию от трудоемкого процесса: «дебиторка» требует системной работы, и её «переадресация» фактору позволит компании сконцентрироваться на решении более приоритетных бизнес-задач», — комментирует Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.

Положительное влияние факторинг оказывает и на производство.

«Порой из-за ограниченного количества покупателей в компании простаивают производственные мощности. Работая с фактором, производитель декларирует такие конкурентные преимущества как отсрочка платежа и оперативное реагирование на спрос, в том числе в виде внеочередных поставок. Это способствует увеличению объемов производства и их реализации. Более того, максимально загружая основные фонды, бизнес одновременно диверсифицирует свои риски путем увеличения количества дебиторов», — поясняет Виктор Носов.

По словам Анны Борискиной, начальника управления интегрированных маркетинговых коммуникаций «Русской факторинговой компании», помимо риск-менеджмента факторинговая компания обеспечивает клиенту бесперебойную финансовую поддержку наращивания продаж.

«Чем больше отгружает поставщик, тем больший лимит финансирования он получает. При этом поставщик может предложить ритейлеру выгодную отсрочку платежа», — рассказывает Анна Борискина.

По словам эксперта, трехстороннее сотрудничество фактора, поставщика и дебитора имеет одну особенность: система документооборота между компаниями действует таким образом, что поставщику приходится вместо двух оригиналов отгрузочных документов делать три, отправляя один из них в факторинговую компанию. Некоторые поставщики считают документооборот при факторинге сложным, однако именно такая система позволяет качественно улучшить рисковую составляющую партнерства.

«Факторинговая компания берет на себя обязательства по работе с дебиторами по своевременному сбору оплат, для чего фактор вступает во взаимодействие с покупателями, — рассказал Александр Федоров, заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф». — Это могут быть как напоминания о необходимости оплат, так и работа по досудебному взысканию долга. При этом работа с фактором включает возможность финансирования в рамках этих поставок, что помогает клиенту удовлетворять потребности покупателей как в объемах поставок, так и в отсрочках платежа».

В ходе проведения исследования «Национальной факторинговой компанией», связанного с определением уровня удовлетворенности клиентов качеством факторинговых услуг, выяснилось, что не все клиенты действительно видят для себя в этой процедуре некую добавленную стоимость и, соответственно, не считают ее важной. Такая точка зрения объясняется тем, что им не хватает «визуализации» работы фактора в части управления дебиторской задолженностью.

Как рассказал Сергей Васильев, директор петербургского представительства «Национальной факторинговой компанией», управление дебиторской задолженностью в рамках факторингового обслуживания можно разделить на три ее этапа: запуск клиента, мероприятия по работе с дебиторской задолженностью до 25 дня просрочки и мероприятия после.

С нуля

Начало процесса факторингового обслуживания – это момент передачи первых поставок, которому предшествует подписание договора между компанией и фактором. Как только договор заключен, клиент начинает отправлять информацию о своих дебиторах для установления лимита на них и последующего оказания услуг.

Прежде чем установить лимит на дебитора, факторинговая компания собирает информацию по каждому передаваемому дебитору. Размер установленного лимита фактически является размером риска, который она принимает на себя, выплачивая клиенту финансирование по отгрузкам в адрес этого покупателя, выдавая поручительство на случай возможной неоплаты и принимая обязательства в случае чего убытки возместить, или просто выкупая у клиента дебиторку.

По словам Виктора Носова, вице-президента, директора департамента факторинговых операций «Промсвязьбанка», важные показатели, влияющие на размер лимита, – это отсрочка платежа и среднемесячный оборот с конкретным дебитором. «Есть конкретные ситуации, когда возможно установить лимит на развитие. Например, если контрагенты с переходом на факторинг планируют увеличить отсрочку по договору поставки. Немаловажную роль играет сезонность бизнеса конкретного клиента – в разные периоды могут быть разные обороты, поэтому и лимиты могут устанавливаться в соответствии с этим показателем»,- поясняет эксперт.

Но одного установления лимита недостаточно, уточняет Сергей Васильев, важно также, чтобы дебитор согласился быть стороной по факторингу. Для этого ему нужно подписать уведомление о переводе платежей в адрес фактора и согласиться на проведение сотрудниками факторинговой компании мероприятий по управлению дебиторской задолженностью. Например, специалисты компании будут в случае просрочки звонить и корректно напоминать о необходимости оплаты.

От недели до трех

После подписания договора и установления лимитов, поставщик может отгружать покупателю товар с отсрочкой будучи уверенным, что по факту отгрузки товара и передачи информации в факторинговую компанию об осуществленной отгрузке, он получит необходимое ему финансирование.

«Когда основные услуги, связанные с выплатой финансирования, гарантированием поступления выручки или покупкой дебиторки оказаны, начинается период действия отсрочки, в течение которого факторинговая компания не беспокоит покупателей своего клиента, — комментирует Сергей Васильев. — Покупатели даже не почувствуют присутствия третьей стороны во взаимоотношениях с поставщиком, если погашение дебиторской задолженности произойдет в ранее установленный срок с учетом предоставленной отсрочки».

Если дебитор осуществляет оплату не позднее 5-7 дня после наступления даты платежа по договору поставки, то он может договориться с поставщиком о том, чтобы факторинговая компания не беспокоила его звонками. Единственным поводом для общения в этот период с дебитором может быть сверка задолженности, которая проводится не чаще одного раза в несколько месяцев. Фактор, принимая во внимание интересы сторон, готов минимизировать контакты и осуществлять их лишь в случае крайней необходимости.

Когда проходит 5-7 дней, сотрудники факторинговой компании, отвечающие за управление дебиторкой начинают более активно взаимодействовать с дебитором.

От трех недель

Когда просрочка превышает 25 дней, факторинговая компания разрабатывает план мероприятий по погашению дебиторской задолженности. По информации НФК, бывает так, что комплекс мероприятий проводится, период ожидания истекает, а выплат со стороны дебитора так и не предполагается.

«Наступает срок регресса, когда покупателю необходимо вернуть фактору ранее выданное финансирование и взяться за самостоятельное взыскание задолженности, — комментирует Сергей Васильев, директор петербургского представительства НФК. — Конечно, в том случае, если поставщик работает с фактором по регрессу».

Как именно будет действовать в этом случае поставщик в отношении своего должника, решать только ему. Например, он может составить претензию дебитору, описав в ней последствия непогашения дебиторской задолженности.

Если же работа строилась по схеме безрегрессного факторинга, то факторинговая компания сопровождает своего клиента до конца. В данном случае после окончания срока отсрочки клиенту не нужно возвращать фактору ранее выданное финансирование (до 90% от поставки), рассказывает Сергей Васильев.

По мнению Аллы Борискиной, факторинговые услуги — идеальное сопровождение поставок товаров в сетевые магазины.

«Ритейлеры, как правило, диктуют условия поставщикам: отсрочку платежа, необходимый объем поставок и их регулярность. Сегодня практически все сетевые магазины России задействованы в факторинговых операциях, — подчеркнула спикер. — Со времен кризиса сетевые магазины стали самыми желанными дебиторами в каждой факторинговой компании, поскольку, сотрудничая с дебитором-сетью, фактор получает достаточно надежного платежеспособного дебитора. При этом поставщик и сама сеть также получают ощутимую выгоду от сотрудничества в рамках факторингового обслуживания».

 


                                

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments