В условиях кризиса на новом гардеробе сэкономили почти две трети россиян (61%), на крупных покупках для дома — чуть меньше половины (47%). Такие данные представлены российской исследовательской компанией РОМИР, участвующей в периодическом (производится каждые три месяца) исследовании WIN Crisis Index.
Самый высокий процент сокративших расходы на покупку одежды был зафиксирован в Сибири (74%), а сэкономивших на покупке крупных товаров для дома — в Северо-Западном федеральном округе (67%).
Эксперты отмечают, что доля респондентов, экономивших на покупке одежды, росла обратно пропорционально численности населенных пунктов, за исключением мегаполисов с населением 500 тыс.- 1 млн жителей, где траты на гардероб урезались так же, как в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. жителей.
Что касается экономии на покупке крупных товаров для дома, здесь жители городов-миллионеров и крупных городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек оказались солидарны. Практически равные доли респондентов в этих типах населенных пунктов (40% и 38% соответственно) урезали свои расходы на эту категорию товаров. Жители сельской местности значительно чаще, чем все остальные россияне отвечали, что им приходится экономить на одежде и на крупных покупках для дома.
Расходы на крупные товары для дома отсутствуют вовсе у 30% опрошенных россиян. А траты на одежду и обувь не предусмотрены в бюджете лишь у 10% наших соотечественников. Причем в наибольшей степени это относится к людям старше 60 лет, 18% из которых ответили, что им не приходится экономить на одежде и обуви, а 20% не снижают траты на крупные покупки для дома, просто потому, что эти статьи расходов для них не актуальны.
Всего экономить на новом гардеробе пришлось половине (52%) респондентов из 23 стран мира. Список возглавляют Мексика (73%), Аргентина (72%), и Исландия (71%), где доля людей, сэкономивших на этой статье бюджета, превысила 70%.
Наименьший процент респондентов, экономящих на приобретении одежды, зафиксирован в Кувейте (26%), причем Кувейт оказался единственной страной, где на крупных покупках для дома экономят почти в два раза больше людей (50%), чем на обновках. Для Испании разница между показателями двух статей расхода ("Сократили расходы на обустройство дома" и "Сократили расходы на покупку одежды") составила более 26%, при этом большинство испанцев урезали бюджет на свой гардероб.
Эксперты отмечают, что в то время, как в странах БРИК разрыв между показателями в группах "Сократили расходы на обустройство дома" и "Сократили расходы на покупку одежды" незначителен (1%), в странах "большой восьмерки" он составил 10%. Италия оказалась единственной страной-участником "большой восьмерки", где разница между показателями превысила в два раза (20%) общий индекс по группе. Здесь расходы на одежду сократили более 2/3 опрошенных (70%), а на обустройство дома — только половина жителей (50%). Таким образом, Италия оказалась одной из немногих стран мира в этом исследовании, где ситуация с сокращением расходов симметрична российской.
Romir & WIN Crisis Index — "Всемирный барометр финансового кризиса" — международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия финансового кризиса в разных странах. Проводится крупнейшими исследовательскими компаниями, входящими в исследовательскую сеть WIN каждые 3 месяца.
Во второй волне приняли участие 20 тыс. 325 респондентов из 25 стран мира, в том числе представители государств "большой восьмерки" и жители стран БРИК. Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны. Исследовательский холдинг "Ромир" в марте 2009г. проводил российскую часть исследования и опросил 1 тыс. 126 жителей РФ.