Уже более десяти лет в России ждут прихода американской торговой сети. В 2008 году ритейлер даже открыл российский офис, наняв на работу несколько человек. Сейчас в нем работают 40 сотрудников, правда, без руководителя: прежний глава офиса Штефан Фандерль уволился в 2009 году, и его место вакантно. Ни одни переговоры о покупке ритейлеров или об аренде торговых площадей с 2002 года не завершились сделкой.
Wal-Mart сватали «Копейке», «Мосмарту» и даже «Магниту». Также сеть подбирала помещения для организации собственных магазинов, переговоры об этом шли с компанией ПИК.
Слухи о приходе Wal-Mart только росли после того, как в России начала открывать магазины французская сеть Carrefour. Но в 2009 году французы свернули российский бизнес. А Wal-Mart так и не открыл ни одного торгового центра.
Американцам сложно принять риски работы в России. Если покупать готовый бизнес, то Wal-Mart будет рассматривать в первую очередь логистические качества сети, говорил ранее РБК daily управляющий партнер маркетингового центра Numbers Дмитрий Рыжаков.
По размеру магазинов ближе всего подходил «Мосмарт». Около 9% потребителей «Мосмарта» ассоциировали его бренд с Wal-Mart. Еще один фактор в пользу такого союза была практически полная готовность «Мосмарта» к продаже. Но и здесь покупка так и не случилась. «Wal-Mart — как Дед Мороз: его ждут последние пять лет, но он что-то никак не приходит», — шутит совладелец «Магнита» Сергей Галицкий.
В неофициальных беседах участники рынка намекают на то, что сеть не хочет брать все риски на себя. «В российском офисе две трети персонала занимаются GR, но, судя по всему, пока не очень удачно», — говорил один их них. Отчасти это можно связать с тем, что американцы не готовы гарантировать федеральным и региональным властям места на полках для российских товаров. Главный принцип — низкие цены — будет только в пользу импорта товаров из Азии.
Wal-Mart боится работать в постоянно меняющихся налоговом и таможенном режимах, вряд ли готов сам заниматься вопросом таможенного оформления (как ИКЕА) и пока еще привыкает к новому закону о торговле.
Чем известен Wal-Mart:
уровень оплаты большинства вакансий компании на 25—37% ниже, чем в среднем по сектору розницы в США;
за последние шесть лет сеть нарушила права своих
работников в США 2 млн раз;
в 1997 году американцы купили сеть в Германии Westkauf, но в 2007 году покинули немецкий рынок;
в 2006 году в Южной Корее все магазины американской сети были проданы местной компании;
американская сеть — чемпион по числу китайских товаров на полках, поскольку они самые дешевые.