В министерстве экономики Беларуси изучают возможность возврата лицензирования оптовой и розничной торговли, которое было отменено в республике осенью 2010 года. При этом экономическое ведомство не поясняет, какие задачи оно планирует решить таким образом. В бизнес-союзах же отмечают, что от возврата лицензий пострадают, в первую очередь, магазины шаговой доступности, и напоминают, что белорусское руководство неоднократно высказывалось в защиту именно этого сегмента торговли.

"Мы против введения лицензий как на розничную, так и на оптовую торговлю. Мы предлагаем торговому бизнесу в это включиться", — заявил председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин на пресс- конференции в Минске.

Кому это нужно?

Минэкономики не является инициатором этого нововведения, отметил В.Карягин, отвечая на вопрос агентства "Интерфакс-Запад".

"От органов государственного управления в Минэкономики поступило предложение разработать нормативный акт о возврате лицензирования оптовой и розничной торговли", — пояснил глава бизнес-союза. Он не смог уточнить, какая именно структура выступила с такой инициативой и чем была мотивирована необходимость такого изменения в порядке лицензирования.

"Герой прячется. Я бы и сам хотел его знать", — подчеркнул В.Карягин.

Он также не смог пояснить, какова позиция Минэкономики по данному вопросу. "Минэкономики никак свою позицию не обозначило. Но оно вышло к предпринимателям с предложением изучить этот вопрос и проработать взвешенную позицию", — отметил В.Карягин.

Между тем первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов полагает, что лоббистами этой идеи могли стать местные органы власти.

"Где-то сформировалось мнение, что в торговле сейчас бардак, и надо наводить порядок. Это связано и с тем, что у нас заработала Торговая инспекция. Сейчас они ходят по крупным сетям и выявляют большое количество нарушений. На уровне местных властей возникло недовольство: почему проверяют крупные сети и не трогают мелких торговцев", — сказал В.Маргелов.

"Так появилась идея о том, что нужно вернуться к лицензированию торговли", — предположил он.

"Нас беспокоит, что Минэкономики обсуждает возможность возврата лицензий. Мы ставим вопрос, можно ли упорядочить торговлю без введения дополнительных барьеров", — отметил вице- председатель бизнес-союза.

Задушить мелкую розницу

В.Маргелов полагает, что возврат лицензирования оптовой и розничной торговли нанесет ущерб, прежде всего, магазинам мелкой розницы. Крупные торговые предприятия пострадают менее всего, прогнозирует он.

"Ни у одного крупного торгового предприятия ни разу не отобрали лицензию на торговлю. Это инструмент для работы с мелкими предприятиями, у них в свое время отбирали лицензии в большом количестве, часто даже за мелкие нарушения", — сказал он.

Представитель бизнес-союза заметил, что возврат лицензирования создаст неравные условия для работы на розничном рынке для крупных и мелких субъектов торговли.

"Мы видим в таком подходе предпосылки для создания очень неравных условий хозяйствования. Мы хотим опередить эту ситуацию, обсуждение этой идеи сейчас в начальной стадии", — отметил В.Маргелов.

Он также выразил обеспокоенность перспективой расширения контрольных полномочий местных властей. По его словам, в настоящее время на рассмотрении Совета по развитию предпринимательства находился проект изменений в ряд указов президента. Эти поправки касаются расширения полномочий местных органов власти, в том числе облисполкомов, на проверки, в том числе и в сфере торговли.

"Вопрос касается вообще контрольных функций и их расширения, особенно в торговле. Меня беспокоит фраза "проверки в сфере торговли". Там не пишется, кто и что конкретно будет проверять", — заметил представитель бизнес-союза. По его словам, в проекте документа также не оговаривается численность таких проверок, количество проверяющих и иные вопросы.

"К сожалению, мы сегодня говорим о том, что идем к возврату в прошлое, зная, что это неэффективно. Сегодня у государства нет ни ресурсов, чтобы наладить жесткий контроль, ни результативности от этого не будет", — сказал он.

Единственный выход — объединяться

Со своей стороны В.Карягин считает, что в Беларуси необходимо создать Ассоциацию мелкой и средней розничной торговли, по аналогии с Ассоциацией крупных торговых сетей, которая была учреждена около года назад и за это время успела доказать свою эффективность.

"У нас образовалась год назад Ассоциация крупных торговых сетей. Но необходимо нам создать несколько торговых ассоциаций, и мы предлагаем создать Ассоциацию мелкой розничной торговли. Это одобрено Минторгом, мы это обговорили", — сказал В.Карягин.

Он отметил, что сегодня примерно 90% субъектов хозяйствования, занимающихся мелкорозничной торговлей, не входят ни в какие бизнес-ассоциации. Глава предпринимательского союза подчеркнул, что такая ассоциация могла бы плотно сотрудничать с бизнес-союзами, которые способны на уровне правительства отстаивать интересы бизнеса.

В свою очередь В.Маргелов обратил внимание на то, что создание такой ассоциации было бы неплохой альтернативой ужесточению контроля государства за торговлей, "если уж совсем не останется никакого выбора".

Со своей стороны В.Карягин полагает, что в конкурентной борьбе крупные торговые сети, у которых и так достаточно преимуществ, могли бы помогать своим более слабым коллегам. "В Минторге обсуждалась такая проблема. К примеру, если "Евроопт" научился привозить дешево фрукты, почему бы и мелким сетям не подключиться к этому", — отметил он.

Крупный бизнес тоже просит защиты

В.Карягин также считает нужным разработать и принять в Aеларуси закон о гипермаркетах.

"Нам предстоит выступить с инициативой создания закона о гипермаркетах. Это будет новый закон, и мы шесть лет на эту тему высказывались", — сказал он.

По мнению В.Карягина, в законе должны содержаться нормы, которые позволят "гармонизировать бизнес" с учетом уже существующей в Беларуси сети гипермаркетов. "Надо защитить уже крупный бизнес от возможных поползновений, международного рейдерства. Какой бы ни был ты крупный торговец, тебя можно поглотить и уничтожить чисто экономическими методами", — отметил он.

В.Карягин добавил, что при разработке этого законопроекта следует использовать опыт Польши и других стран ЕС, в которых крупные торговые объекты работают достаточно давно, и у государства есть действенные механизмы регулирования их деятельности.

Конкуренция по-белорусски

Между тем, как отмечают белорусские профильные эксперты, сегодня в стране многие магазины шаговой доступности принадлежат крупным торговым сетям, владельцы которых каким-либо образом связаны с властными структурами. Это позволяет им использовать административный ресурс в конкурентной борьбе.

В такой ситуации, отмечают экономисты, независимым мелким сетям следует искать свою нишу на рынке. Это может быть как развитие магазинов шаговой доступности, так и специализация на каком-либо уникальном виде товара.

Эту точку зрения поддерживает и В.Маргелов.

"Самый лучший способ удержать монополиста и заставить его работать эффективно — когда на рынке достаточное количество участников. Это же обеспечивает и широту выбора. Если вы хотите что-то более уникальное купить, никто, кроме мелких торговцев, вам этого не предоставит. Если слишком крупных производителей совсем задушить, торговля будет неэффективна", — сказал он.

В.Маргелов напомнил, что на фоне сокращения внутреннего спроса, которое необходимо для сдерживания инфляции, розничная торговля также будет сжиматься.

"Торговля сегодня — убывающий рынок. Участников становится больше, а сумма выручки сокращается. И пусть вас не радуют цифры, что по прошлому году мы получили 17% прироста в розничной торговле. Такого уже не повторится, обороты стремительно падают", — подчеркнул он.

"Каким образом наладить баланс, чтобы и людей не травили в торговле, но и чтобы не было монополии в торговле, — это вопрос вопросов. Я надеюсь, что будет принят целый комплекс мер в нашей стране, чтобы разрешить эти противоречия", — сказал В.Маргелов.

Справка

Как сообщалось, в Беларуси в сентябре 2010 года в соответствии с указом президента было отменено лицензирование розничной торговли, за исключением торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Сужение сферы контроля в данной сфере позволило упростить условия осуществления предпринимательской деятельности для значительного количества субъектов хозяйствования.

Так, на момент принятия указа из порядка 240 тысяч выданных субъектам хозяйствования и действующих лицензий на осуществление отдельных видов деятельности около 155 тысяч (65%) составляли лицензии на розничную торговлю, табачные изделия и общественное питание.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments