В период экономического спада бережливые потребители стараются воспользоваться непрерывными онлайн-распродажами и сделать выгодные покупки пораньше. В поисках наиболее выгодной цены они не хотят ждать сезонных распродаж после праздников, если есть возможность пользоваться круглогодичными распродажами на таких популярных сайтах, как Asos. Так все чаще поступают потребители даже в таких странах, как Россия, где культура совершения покупок в интернете еще не так развита. Исследование, проведенное британским потребительским журналом Which?, показывает, что в прошлом году 80% взрослых британцев приобрели через интернет хотя бы один рождественский подарок. Новое исследование Analyst Pulse, проведенное Euromonitor International, выявило значительные различия в том, где покупают рождественские подарки респонденты из стран с развивающимся и развитым рынками. Первые из них все еще на 25% реже делают покупки онлайн и на 10% чаще покупают подарки в больших магазинах или торговых центрах.
В то время как онлайн-ритейлеры для привлечения покупателей используют такие преимущества, как ускоренная или бесплатная доставка, традиционные ритейлеры стараются завлечь потребителей, обещая такие же выгодные цены, как в онлайн-магазинах.
Вероятно, еще большее число европейских ритейлеров в конкурентной борьбе с онлайн-торговлей переймут инновационные методы работы у американских коллег. Американские магазины, такие как Toys R Us, Best Buy и Target, стараются превратить магазины в демонстрационный зал своих собственных сайтов, используя приложения для смартфонов, чтобы обеспечить покупателям в торговых залах все преимущества онлайн-шопинга.
В Европе жители стран, наиболее пострадавших от финансового кризиса, пытаются сокращать расходы. Согласно данным ежегодного рождественского исследования, проводимого консалтинговой компанией Deloitte, в списке этих стран лидируют Греция (-16,2%), Португалия (-13,5%), Италия (-3,7%) и Испания (-3,9%). По данным исследования, в этот праздничный сезон ирландские потребители вновь потратят больше всех на покупки, однако уже третий год подряд они стараются тратить меньше. Среди взрослых европейцев самыми желанными рождественскими подарками по-прежнему остаются книги и деньги. И такие подарки теперь предпочитают потребители во всех 15 странах, включенных в исследование. Половина всей суммы, которую потребители планируют потратить на рождественские подарки, рассчитана по покупку подарков для детей.
Появилось целое новое направление в туристической индустрии, когда потребителей доставляют в другие города или даже другие страны, где они могут заняться рождественскими покупками. Многие европейские потребители по-прежнему не отказывают себе в удовольствии совершить короткую поездку в Зальцбург, Будапешт, Барселону или даже в Нью-Йорк не только для того, чтобы купить подарки, но и чтобы окунуться в предпраздничную атмосферу и настроиться на праздник.
В рамках исследования Analyst Pulse около 20% респондентов сообщили, что в течение последнего года искали информацию о том, как провести праздники с меньшими затратами. Сегодня не только люди, ограниченные в средствах, стараются сэкономить и сами изготавливают подарки или открытки — дарить сделанное своими руками стало модным. Сайт Etsy.com, посвященный подаркам ручной работы, процветает, а британский магазин Hobbycraft, например, сообщил о том, что в этом году число людей, которые покупают у них все необходимое, чтобы сделать украшения для праздника своими руками, выросло на 200% по сравнению с 2011 годом.