Бурный рост рынка алкоголя привел к тому, что законодательство, регулирующее требования и задающее стандарты для производства многих алкогольных напитков, получилось весьма запутанным и противоречивым. Объединить напитки возможно лишь в рамках технических регламентов, подготовка и принятие которых может занять несколько лет.

От ГОСТов к техническим регламентам
 
Алкогольный рынок в России за последние 15 лет изменился до неузнаваемости. Вместо традиционного набора — водка «Столичная», пиво «Жигулевское», вино молдавское — на прилавке в каждой товарной категории представлены сотни наименований. Появились и абсолютно новые товары, например, слабоалкогольные коктейли, о которых в советские времена никто не знал. И общее между ними только то, что все они содержат тот или иной процент алкоголя.

С проблемой разработки единых требований к товару, которые бы сочетались с действующим законодательством, столкнулись практически все отрасли российской промышленности. Это неудивительно: многие государственные стандарты (ГОСТЫ, которых в нашей стране насчитывается более 26 тыс.) были разработаны еще в советские времена, а потом зачастую существенных изменений в них не вносилось. В результате требования к качеству и безопасности многих новых товаров и услуг оказались не регламентированы законодательством.

Существуют и другие проблемы стандартизации и требований к безопасности и качеству. Во-первых, необходима гармонизация российских и зарубежных стандартов, так как России рано или поздно придется вступать во Всемирную торговую организацию. Во-вторых, руководство нашей страны не раз заявляло о необходимости либерализации системы контроля и отказа от повсеместной обязательной сертификации. Сочетание всех этих факторов и заставило правительство приступить к реформированию системы стандартизации.

Официальным ее началом стало принятие в 2002 году Федерального закона «О Техническом регулировании». Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов, в связи с чем все ГОСТы должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. До принятия необходимых технических регламентов будут действовать ГОСТы, принятые ранее, а также санитарные и строительные нормы и правила (СанПиНы и СНиПы). Сразу после принятия закона стало понятно, что разработка и реализация технических регламентов — достаточно долгий и трудоемкий процесс.

Так, процедура принятия технического регламента (он может быть принят федеральным законом, указом президента либо международным договором) включает в себя публикацию уведомления о разработке техрегламента и его публичное обсуждение. И лишь потом техрегламент должен быть принят на законодательном уровне.

Процедура принятия техрегламентов оказалась настолько сложной, что за семь лет действия закона «О техническом регулировании» было принято чуть больше десятка регламентов (притом что в общей сложности необходимо принять около 600 регламентов), причем каждый из них утверждался по несколько лет. Например, первые работы по техрегламенту на табачную продукцию начались еще в 2005 году, первое чтение в Госдуме состоялось в июне 2007 года, а окончательно принят этот документ был лишь в конце прошлого года.

В начале декабря на встрече с вице-премьером Дмитрием Козаком президент Дмитрий Медведев призвал активизировать работу по подготовке техрегламентов. Более того, заявил президент, необходимо менять систему принятия техрегламентов. «Я подписал поручение, из которого следует необходимость отказаться от действующей системы и создать специальный орган, который и будет принимать регламент»,— сообщил глава государства.

По его словам, таким механизмом может стать Госстандарт или структура в составе Министерства промышленности. «Но Госдума с этим не справится. Главное не в том, кто принимает техрегламенты, а как это сделать скорее,—отметил президент.— Нужно процедуру поменять, иначе это будет продолжаться десятилетиями. Задача двуединая — и сами регламенты подготовить, и процедуру поменять. Даю две недели для того, чтобы окончательно определиться с этим и внести предложения».

Сразу после заявления президента ряд экспертов вообще поставил под сомнение необходимость отказа от ГОСтов. Один из наиболее последовательных сторонников отказа от введения техрегламентов, главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман, считает, что техрегламенты обеспечивают только безопасность, но не качество продукции.

Впрочем, в Минпромторге (это ведомство является головным при внесении уточнений в программу разработки технических регламентов, утвержденной правительством в 2004 году) в неофициальной беседе отметили, что вне зависимости от методики утверждения техрегламентов сами по себе прежние регламенты останутся. В том числе и на алкогольную продукцию.

Розлив по ГОСТу
 
На территории Российской Федерации действует около полусотни ГОСТов, непосредственно описывающих основные требования к производству алкогольной продукции.

С ГОСТами, относящимися к простым и традиционным для нашей страны напиткам, и в первую очередь — водке, проблем обычно не возникало. «ГОСТы, регулирующие производство водки и ЛВИ, понятны и практически не требуют изменений»,— говорит директор по корпоративным коммуникациям «Алкогольных заводов Гросс» Василий Дмитриев.

Иное дело — слабоалкогольная продукция и вина.

Например, в случае со слабоалкогольной продукцией два ГОСТа противоречат друг другу. Так, ГОСТ Р 52409-2005 «Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения» говорит, что слабоалкогольный напиток (САН) может быть приготовлен с добавлением этилового спирта. При этом ГОСТ Р 52700-2006 «Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия» определяет САН как продукцию, произведенную без спирта.

Следует отметить, что подобные нестыковки могут не только приводить к проблемам с классификацией того или иного товара, но и использоваться недобросовестным производителем для ухода от уплаты налогов. Ведь налоговое регулирование алкогольных напитков, приготовленных с добавлением этилового спирта и не использующих спирт, принципиально различно.

С винодельческой продукцией ситуация еще более запутанная, что неудивительно. В стране, где еще 20 лет назад самым популярным вином было «плодово-выгодное», требовать быстрой разработки требований к изысканному напитку на уровне Франции или Германии было бы странно.

Определенный прогресс наступил лишь в 2008 году, когда была завершена реформа государственных стандартов по вину. На смену устаревшему ГОСТ 7208-93 пришло три других (ГОСТ Р 52523-2006 «Вина столовые и виноматериалы столовые», ГОСТ Р 52404-2005 «Вина специальные и виноматериалы специальные», ГОСТ Р 52195-2003 «Вина ароматизированные»), которые значительно больше учитывали реалии современного виноделия.

В частности, были введены термины, четко определяющие понятия и регламентирующие способы производства сухих, полусухих, полусладких и сладких столовых вин. В предыдущем ГОСТе подробных формулировок не было, что создавало трудности с их трактовкой.

Кроме того, за счет введения новых ГОСТов требования к физико-химическим показателям вин, произведенных в нашей стране, были приближены к требованиям регламентов ЕЭС. Наконец, были введены требования к винам географического наименования. Тем не менее российская классификация по-прежнему отличается от общепринятой международной, что мешает работе рынка. Именно поэтому разговоры о необходимости принятия винного техрегламента начались раньше всего. Сейчас уже готово несколько версий этого документа, а один из вариантов даже публично обсуждался.

Все варианты документов учитывали последние наработки в рамках действующих ГОСТов, международную практику, процедуру отзыва продукции с рынка, а также содержали максимально широкую классификацию продукции. Однако до сих пор никакого движения в направлении их дальнейшего рассмотрения нет. Что касается техрегламентов на другие виды алкогольной продукции, то, как грустно заметил один из участников рынка, «можно считать, что их вообще нет».

Возможно, причина состояла в том, что, несмотря на зарегулированность алкогольного рынка, никакого ответственного за него не было. Напомним, что еще год назад рынок одновременно курировали Минсельхоз, ФНС, Минфин и ряд других ведомств.

Теперь за контроль производства алкогольной продукции отвечает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, созданная в феврале 2009 года.

В Росалкогольрегулировании пояснили, что уже направили предложения по внесению уточнений в Программу разработки технических регламентов, предусматривающих сроки внесения проектов регламентов, — 2010-2012 годы. Помимо принятия регламента на вино и винодельческую продукцию предполагается техрегламент на спиртные напитки, техрегламент на этиловый спирт из пищевого сырья и техрегламент на слабоалкогольную продукцию. Кроме того, будут подготовлены проекты техрегламентов на основное технологическое оборудование, а также контрольно-измерительную аппаратуру, которая находится на предприятиях алкогольной отрасли.

«Разработка и принятие этих техрегламентов необходима,— говорит заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.— Кроме того, необходимо учитывать опыт ранее подготовленных документов для других отраслей. Например, уже сейчас очевидно, что после принятия техрегламента на спиртные напитки будет необходим переходный период, аналогичный тому, который был после принятия табачного регламента». 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments