Выручка московского завода "Кристалл", крупнейшего производителя водки в России, за девять месяцев 2011 года превысила 3,4 млрд руб.: в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период 2010-го. И это на падающем рынке: объемы производства водки за первое полугодие 2011 года, по данным Росстата, снизились на 13,3%. Но особых заслуг менеджеров "Кристалла" в бурном росте продаж нет.
Совладелец Coalco и "Металлоинвеста" Василий Анисимов выкупил в конце 2009 года у банка ВТБ пакеты акций в 11 алкогольных заводах, включая контрольный пакет в столичном "Кристалле", за 5 млрд руб. Банк получил активы от ФГУП "Росспиртпром" в счет погашения кредита. В этом же году дистрибуцией брэндов "Росспиртпрома" занялась Восточно-Европейская дистрибуторская компания (ВЕДК). На рынке считают, что ее контролирует все тот же Анисимов. Новый игрок получил в управление брэнды "Росспиртпрома", "Кристалла", несколько марок ФКП "Союзплодоимпорт", а весной прошлого года и хит середины 2000-х "Путинку" (брэнд принадлежит структурам братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов). Кроме того, ВЕДК запустила несколько собственных марок — "Дудка" и "Белый ключ". Возглавил компанию в декабре 2010 года замдиректора "Росспиртпрома" Вадим Касьянов. "Мы видим, как формируется частно-государственное партнерство на алкогольном рынке",— говорит Вадим Дробиз, гендиректор ЦИФРРА.
По словам Касьянова, в 2010 году основными площадками для розлива брэндов ВЕДК были росспиртпромовский завод "Петровский" в Карелии и принадлежащий структурам Анисимова Ярославский ЛВЗ. Однако в 2011 году одним из ключевых ботлеров для федеральных брэндов ВЕДК стал московский "Кристалл" (Анисимов как раз консолидировал 86% акций завода). Родственные заказы и сделали "Кристалл" самым быстрорастущим среди производителей продуктов питания.
Металлург и девелопер Анисимов никогда не скрывал: алкогольные компании для него непрофильная инвестиция — дескать, приведу в порядок и перепродам. Ждать, похоже, осталось недолго. ВЕДК уже контролирует 6,8% российского рынка водки (выручка 7 млрд руб. за девять месяцев 2011 года). А территорию "Кристалла" (8,6 га земли в районе Третьего транспортного кольца в Москве) компании Анисимова давно планируют застроить, перенеся производство в область. "Разливать наши брэнды мы можем на любом предприятии — желающих много",— говорит Вадим Касьянов.
ДОСЬЕ
Компания: Московский завод "Кристалл"
Акционеры: Василий Анисимов
Динамика: 66,2%
Выручка в 2011 году: 8,5 млрд руб
Стратегия роста: контрактное производство водочных брэндов. Завод стал ключевым ботлером для активно развивающегося дистрибутора ВЕДК
N | Место в общем рейтинге |
Компания | Оценка выручки в 2011 году, млн руб. |
Динамика по сравнению с 2010 годом, % |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | Московский завод "Кристалл" |
8 514 | 66,2 |
2 | 5 | Рязаньзернопро дукт |
2 386 | 61,2 |
3 | 18 | ЛКХП Кирова | 5 363 | 42,3 |
4 | 24 | Сады Придонья | 8 694 | 35,0 |
5 | 38 | Фазер | 12 637 | 28,4 |