Два объединения обувщиков обратились к правительству с разными просьбами. Национальный обувной союз просит снизить, а Российской союз кожевников и обувщиков, наоборот, повысить пошлины на ввозимую обувь. Ритейлеры разделились во мнениях.
На этой неделе Национальный обувной союз, объединяющий более 60 компаний производителей, поставщиков, представителей розничной торговли, обратился к правительству Российской Федерации с просьбой снизить до 7% (но не менее 1,2 евро за пару) и унифицировать импортную ввозную таможенную пошлину на обувь , а также отменить пошлину на комплектующие.
«Девальвация рубля уже сыграла заградительную роль. Дополнительное возможное введение 25% пошлины приведет к фактическому запрету импортой обуви, на которую сейчас приходится более 90% потребления обуви в России», — считают в Союзе.
«При повышении пошлины наблюдается уход товара «в тень». Не уплачиваются налоги, растет коррупция. Также эти меры могут привести к уходу с рынка многих игроков, поставляющих и продающих импортную обувь. В торговых сетях будут более высокие цены и все меньше товара», — прокомментировала инициативу Наталья Демидова, генеральный директор Национального обувного союза.
В конце января Российской союз кожевников и обувщиков, объединяющий около 50 российских производителей обуви, обратился с открытым письмом к премьер-министру РФ Владимиру Путину, с просьбой увеличить импортные пошлины на все виды готовой обуви с 10% до 25%. «Мы готовы утроить объемы выпуска продукции в течение ближайших двух лет. Страна не останется без обуви! У нас есть фабрики, технологии, системы дистрибуции. Высокие пошлины при жестком администрировании снизят колоссальный импорт и позволят предприятиям реально увеличить объемы выпуска и продаж», — говорится в сообщении.
«Значительный рост российского производства невозможен, — парируют в Национальном обувном союзе. — В России практически отсутствуют фабрики, способные работать на контрактной основе для крупных розничных заказчиков, отсутствует должная инфраструктура, технические возможности и собственные оборотные средства».
«Производимая в России обувь не соответствует структуре потребления. Более 60% спроса приходится на элегантную женскую обувь, а в производстве российских компаний 40% производится на мужскую обувь , 23% -на женскую обувь, около 37% –на детскую», — добавила Наталья Демидова.
Под открытым письмом за повышение пошлин подписался Андрей Бережной, генеральный директор компании Ralf Ringer , объединяющей крупнейшее российское производство обуви, дистрибьюторскую и розничную сеть.
«С моей точки зрения, отправлять за рубеж нефть и газ, а закупать ботинки – есть грех перед нашими будущими поколений. Нужно предпринимать все необходимые шаги, чтобы поток в страну импортных товаров конечного потребительского спроса уменьшался. Не остановился, потому что босиком ходить нельзя, а именно уменьшался. Заградительные пошлины не остановят импорт. Обувь, которую люди захотят покупать, все равно будет «приезжать» в Россию. Конечно, в нашей стране сейчас не производится необходимого количества обуви. Повышение пошлин повысит также маржу производителей обуви в России. Поэтому производить обувь внутри страны будет выгодно, и импортные поставки будут снижаться», — заметил Андрей Бережной.
Против запретительных пошлин выступает Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России». В состав «Обуви России» входит как собственное сборочное производство обуви в Новосибирске, аутсорсинговые проекты по пошиву обуви под собственными брендами в Китае, так и обувные сети «Вестфалика» и «Пешеход», продающие, в том числе, и товары российского производителя.
«До 2006 г. в нашей стране действовали запретительные пошлины на импортную обувь, но обувная отрасль в России так и не появилась. В России отсутствует обувная инфраструктура: практически нет производителей комплектующих, и большинство местных обувных фабрик вынуждены закупать их за рубежом. Поэтому отрасли необходима специальная программа для поддержки производства, а не повышение пошлин», — заметил Антон Титов.
По мнению ритейлера, с повышением пошлин на импортную обувь подорожает товар, и увеличится доля нелегального импорта, как было до 2006 г. «В любом случае пострадает потребитель», — добавил Антон Титов.
С этим согласен Сергей Саркисов, вице-президент корпорации «Эконика»: «Повышение пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию может привести к негативным последствиям не только для бизнеса, но и для потребителей. Девальвация рубля уже привела к тому, что значительная часть импортной обуви выросла в цене. Если к этому добавится еще и повышение пошлин, то в условиях ограниченного доступа компаний к финансированию это может привести к существенному росту цены для потребителей, существенному сокращению спроса, сокращению персонала торговых компаний и розничных сетей, дефициту предложения, восполнить который российские фабрики не в состоянии. В комплексе все эти факторы могут привести к негативным социальным последствиям», — заметил Сергей Саркисов.
«По сравнению с 1998 г., когда частично сработал эффект импортозамещения, ожидать нечто подобное в текущей обстановке вряд ли возможно. Ведь с 1998 г. прекратили свое существование ряд отечественных обувных производств. Сегодня практически полностью отсутствует инфраструктура должного уровня, которая обеспечивала бы конечное производство обуви комплектующими, а их качество должно соответствовать спросу со стороны населения. В нынешних нестабильных условиях у участников рынка обуви отсутствуют финансовые ресурсы для создания новых или модернизации старых производств. Заемные средства стоят сегодня предельно высоко и, как правило, они «короткие». Весь наш предыдущий опыт взаимодействия с российскими производителями говорит о том, что, к сожалению, возможности российского производства и структура потребительского спроса (ценовая, стилистическая, ассортиментная) существенно различаются», — добавил Сергей Саркисов.